Санкт-Петербург, Концертный зал

Рождественская музыка


Вечер органной музыки

Жан-Филипп Рамо. Фрагменты концерта № 2 для клавесина
(транскрипция для органа Бенжамена Алара)

Иоганн Себастьян Бах. Хорал «Приди, язычников Спаситель». Трио−соната № 1, ми-бемоль мажор

Вильгельм Фридеман Бах. Фуга до минор

Иоганн Себастьян Бах. Пастораль фа мажор. Фантазия до минор. Токката и фуга фа мажор

Феликс Мендельсон Бартольди. Соната № 4, си-бемоль мажор, соч. 37

Жан Филипп Рамо (крещен 1683–1764) – композитор, клавесинист, блестящий теоретик. Родился в семье органиста. Сведения о его юности довольно скудны. Известно, что Рамо учился в иезуитской школе, а в восемнадцать лет, по настоянию отца, отправился совершенствовать свое музыкальное образования в Италию. Вернувшись, служил органистом в Дижоне, Клермон-Ферране, Лионе, а с 1722 обосновался в Париже, сочиняя духовную и светскую музыку.
Будучи выдающимся исполнителем-импровизатором и приобретя широкую известность своими оперными и клавесинными сочинениями, Рамо выбился в придворные музыканты (с 1745), а незадолго до смерти получил дворянство.
Клавесинная музыка – значительная область творчества Рамо. Лучшие его пьесы отличаются высокой одухотворенностью, пылкостью, тонким сочетанием юмора и меланхолии. Помимо сольных сюит и большого количества пьес, Рамо написал 11 концертов для клавесина с сопровождением камерных ансамблей.
Поразительный талант Рамо-звукописца, позволивший сочетать декоративный размах с камерной изысканностью рококо, оставил глубокий след в истории французской музыки.

Вильгельм Фридеман Бах (1710–1784) – старший сын Иоганна Себастьяна Баха – органист, импровизатор, композитор. Вильгельм Фридеманн, в противоположность своему брату Карлу Филиппу Эммануэлю, стал успешным органистом.
В 1736 году Вильгельм Фридеман Бах был принят на должность органиста в церковь св. Сесилии [Sainte-Cécile] в Дрездене. В 1746 году он вне конкурса был назначен органистом церкви Liebfrauenkiche в Галле – пост, который его отец получил тридцать лет назад, но так его и не занял. Галле – суровый бастион набожности – резко контрастировал с пышной и легкой жизнью Дрездена. Задыхаясь от мелочных требований начальников, Вильгельм Фридеман вышел в отставку в 1764 году.
После смерти отца он более не заботился о своей карьере. Его недоверчивый, подозрительный характер отдалил его от людей, восхищавшихся его талантом органиста и виртуоза-импровизатора.
Вильгельм Фридеман пробовал жить в Галле (1764–1770), затем в Брунсвике (1770–1774) и, наконец, в Берлине, где он давал частные уроки. Здесь ему пришлось продать на аукционах большую часть рукописей, унаследованных от отца. Здесь же он умер в ужасной нищете.
Лучшие произведения Вильгельма Фридемана Баха написаны для фортепиано и органа. Его музыка с одной стороны отражает привязанности к звуковой среде детства – не только его отца, но и его предшественников, и в то же время говорит о чувствительности – новой для того времени черте стиля.

 

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – самый знаменитый композитор и органист из многочисленного рода Бахов, давшего на протяжении XVII–XVIII вв. несколько поколений музыкантов. В своем творчестве Бах обобщил достижения музыкального искусства нескольких веков. Будучи ярко национальным художником, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Величественная простота, даже суровость и глубокая мудрость органных сочинений Баха по достоинству оценивается слушателями вот уже почти три столетия.
Громадное творческое наследие Баха включает более 1000 произведений разных жанров: вокально-драматические, органные и инструментальные.

Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) – немецкий пианист, органист, дирижер, композитор. Родился в еврейской семье протестантского вероисповедания. Прекрасное образование, полученное им в юности, сделало его одним из самых просвещенных людей своей эпохи. Он знал множество иностранных языков, превосходно рисовал, был страстным приверженцем философии. Ученик Зельтера и Хеннингса, он стал также одним из лучших немецких пианистов, начав сочинять свои первые произведения в двенадцать лет.
Частые путешествия в Англию (с 1829 по 1847), Францию (1816, 1825, 1830) и Италию (1830) обеспечили Мендельсону-композитору международную известность.
Обосновавшись в Берлине, он стал инициатором и исполнителем «Страстей по Матфею» Баха (1829). Впоследствии, Мендельсон занял пост директора музыки в Дюссельдорфе (1833) и превратил Лейпциг в один из крупнейших музыкальных центров Германии, взяв на себя руководство Гевандхаусом (Gewandhaus), и основав там консерваторию. С 1844 он стал также руководить музыкальной жизнью Берлина.
Музыка Мендельсона, ставшая известной с триумфа «Сна в летнюю ночь», впечатляет своей ясностью, непринужденностью высказывания, чувствительностью мелодий и замечательной оркестровкой. Черпая свое вдохновение из источников романтизма, Мендельсон был в равной степени одним из первопроходцев, открывая для себя и для публики произведения И. С. Баха, музыку которого он исполнял в Германии, Лондоне и Париже. Эта тесная и постоянная связь с контрапунктом XVIII века не лишила его своего собственного музыкального языка.

 

При содействии:

 

Год Франции и России

 
 
 

Год Франции и России

 

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход