Санкт-Петербург, Концертный зал

«Артист месяца» Игорь Группман (скрипка)
Сольный концерт


Франц Шуберт. Сонатина для скрипки и фортепиано № 1
Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 5, «Весенняя»
Кароль Шимановский. «Фонтан Аретузы» из цикла «Мифы» для скрипки и фортепиано
Мориц Мошковский. Сюита для 2-х скрипок и фортепиано
Астор Пьяццола. Зима в Буэнос-Айресе

Франц Шуберт (1797–1828) не баловал скрипачей своим вниманием. Трио, квартеты и квинтеты сочинялись им в изобилии, но сольные произведения для скрипки можно легко пересчитать по пальцам.
Три сонаты для скрипки и фортепиано появились в марте 1816 года. Двадцать лет спустя они, наконец, были опубликованы как «сонатины» ор. 137. Вероятно, новое название должно было привлечь внимание любителей музыки, которые охотились за несложными, доступными произведениями.
Сонатина № 1 ре мажор по стилю близка фортепианным сонатинам Бетховена. В музыке чувствуется уверенный почерк молодого композитора, прошедшего строгую классическую школу, но «бесконечная мелодия» в первой части уже выдает руку Шуберта.

Скрипичная соната ор. 24 (№ 5) Людвига ван Бетховена (1770–1827) была написана в конце 1800 – начале 1801 года и посвящена графу Морицу фон Фрису, которому также посвящены соната ор. 23 и. много позже, Седьмая симфония. Этому светлому, ясному произведению с остроумным скерцо и лирическими первой частью и финалом, наполненным прекрасными кантиленными мелодиями, венский издатель Молло в популяризаторских целях удачно присвоил название «Весенняя».
Анонимный критик лейпцигской Allgemeine musicalische Zeitung откликнулся на появление сонат ор. 23 и 24 следующими словами: «Рецензент относит их к лучшим сонатам, которые написал Бетховен, а это, безусловно, означает – к лучшим, которые вообще написаны в самое последнее время. Оригинальный, пламенный и смелый ум композитора уже в ранних его произведениях не мог ускользнуть от внимания, но вероятно не везде находил доброжелательный прием, потому что сам иногда врывался неприветливо, бурно, угрюмо и мрачно. Сейчас он становится более ясным, начиная все больше отвергать лишнее и все приятнее обращая на себя внимание…»

«Фонтан Аретузы» – первая из трех поэм для скрипки и фортепиано Кароля Шимановского под общим названием «Мифы» (1882–1937). За ней следуют «Нарцисс» и «Дриады и Пан». «Мифы» появились на свет в 1915 году, в одно время с Первым скрипичным концертом и Третьей симфонией («Песнь о ночи»), когда талант польского композитора впервые развернулся в полную силу, а скрипка наряду с фортепиано стала для Шимановского любимейшим инструментом.
Обращение к Античности сближает Шимановского с его современниками, русскими поэтами Серебряного века. Правда, в отличие от них композитор – эстет, сибарит и путешественник – действительно побывал в Сиракузах у окруженного зарослями тростника источника, в который, по легенде, некогда превратилась нимфа Аретуза. Как передать в музыке журчание воды и шелест тростника, Шимановский научился у французских импрессионистов Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Но за фиксацией непосредственного впечатления от сицилийского источника встает неуловимый образ, достойный художника-символиста.

 

Мориц Мошковский (1854–1925), несмотря на свою фамилию, композитор немецкий. Этот блестящий пианист и хороший скрипач получил образование в Дрездене и Берлине, сделал карьеру в Германии и всю жизнь следовал идеалам немецкого музыкального романтизма.
Сюита для двух скрипок и фортепиано ор. 71 на самом деле – настоящая симфония в миниатюре. Это серьезная музыка, не салонная и не виртуозная – ни у одного из трех инструментов нет каденции. В первой части (Allegro energico) дуэт скрипок исполняет очень сложную четырехголосную фактуру во вкусе Шумана. Вторая часть (Allegro moderato) – светлый, чуть наивный лендлер, стилизованный в духе венских классиков. По контрасту, третья часть (Lento assai) – романтическая элегия в исконном значении этого слова, то есть скорбная, траурная пьеса. Финал (Molto vivace) написан в движении итальянского танца сальтарелла. Подобные финалы часто встречаются у Вебера и Мендельсона. Зато форму Мошковский позаимствовал у своего любимого композитора – Шумана, сочинив пестрое, лоскутное рондо с многократными переменами темпа.

«Зима в Буэнос-Айресе» принадлежит к числу произведений Астора Пьяццоллы (1921–1992), в которых недвусмысленно проявилось его Credo: танго – музыка не только для танца, но и для слушания. Создав революционное направление «нового танго», на равных вобравшее в себя элементы джаза и классики, Пьяццолла быстро получил признание за границей. Но в то время как в США и Европе он олицетворял собой аргентинскую музыку, дома его новации воспринимали в штыки.
Четыре пьесы «Время года» появились по отдельности между 1964 и 1970 годами и первоначально не составляли сюиты. Сейчас их исполняют во всевозможных обработках, вплоть до симфонических, однако в большинстве аранжировок лидирует скрипка. Сам же композитор предназначил их для квинтета в составе: скрипка, электрогитара, фортепиано, контрабас и бандонеон (аргентинская гармонь, любимый инструмент Пьяццоллы).
«Зима» –  одна из наиболее драматичных пьес цикла. Свободное, фантазийное развертывание с неожиданными переменами темпа сближает пьесу с романтическими поэмами. Серьезная и вместе с тем эффектная музыка Пьяццоллы сегодня попала в ранг популярной классики и уже составляет конкуренцию «Временам года» Чайковского.

Анна Булычева
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход