Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт. Гендель. Боккерини


Вольфганг Амадей Моцарт
Маленькая ночная серенада
Концерт № 20 для фортепиано с оркестром

Георг Фридрих Гендель
Соната для 2-х виолончелей и струнного оркестра

Луиджи Боккерини
Концерт № 2 для виолончели с оркестром

Симфонический оркестр Мариинского театра 

Вольфганг Амадей Моцарт сочинил «Маленькую ночную серенаду» в Вене 10 августа 1787 года. Это время – между «Свадьбой Фигаро» и тремя последними симфониями – было временем расцвета его таланта, но в то лето возникло на удивление мало произведений. И если б не «Маленькая ночная серенада», его никак нельзя было бы назвать продуктивным.
Неизвестно, кто заказал это сочинение Моцарту, а подобные создавались только на заказ, по торжественным поводам, например, по случаю свадеб.
«Маленькая ночная серенада» действительно очень маленькая. Подобные ей ночные серенады обычно включали пять, семь и более частей, в том числе как минимум два-три менуэта. В их исполнении могли участвовать до четырех оркестров, наполняя звуками дворцовые парки и создавая эффекты эха.
Моцарт ограничился одним струнным оркестром и четырьмя частями – это Allegro, романс, менуэт и рондо. Правда, первоначально между Allegro и романсом находился еще один менуэт, впоследствии бесследно исчезнувший.
Миниатюрная «Маленькая ночная серенада», полная грации, остроумия и нескрываемого довольства жизнью – образец «легкого жанра» классической эпохи.

Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром принадлежит к числу самых популярных моцартовских концертов благодаря романтическому и страстному характеру. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья – финал 40-й симфонии.
Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780‑е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста. Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».

 

Соната для двух виолончелей и струнного оркестра является переложением трио‑сонаты Георга Фридриха Генделя соль минор (ор. 2, № 8). В оригинале соната предназначена для двух скрипок и basso continuo. По желанию исполнителей скрипки можно заменить двумя флейтами либо двумя гобоями.
История появления сонат ор. 2 полна загадок. Они впервые вышли в свет в Лондоне около 1730 года в виде пиратского издания. Сам Гендель не имел отношения к составлению сборника, а вошедшие в него произведения были написаны им намного раньше, начиная с 14‑летнего возраста.
Многие сонаты являются переработками фрагментов других сочинений Генделя (опер, гимнов, концертов). Соната № 8 не принадлежит к их числу. Исследователи вообще сомневаются, что она на самом деле написана Генделем, а не выдана за его сочинение издателями. Во всяком случае, по всем признакам она очень близка своим сестрам из ор. 2: так называемая «церковная» соната в четырех частях, с характерным для Генделя обликом каждой из них. За серьезной и размеренной первой частью следует быстрая вторая часть, насыщенная полифоническими приемами, за ней – лирическая третья часть с позаимствованными из оперной музыки томными фигурами «вздохов». Завершает сонату финал в жанре быстрого менуэта.

Итальянский виолончелист и композитор Луиджи Боккерини (1743–1805) – автор не менее двенадцати концертов для своего любимого инструмента. По меркам XVIII века это немного. Рядом с сотней струнных квартетов и более чем сотней струнных квинтетов самого Боккерини цифра «двенадцать» просто меркнет.
Виолончельные концерты Боккерини печатались в 1770‑е и 1780‑е годы в Париже. Сам композитор в это время работал в Испании, однако поддерживал связи с издателями в различных европейских столицах. Возможно, концертов, которые отличаются мелодической изобретательностью, техническими требованиями и частым использованием верхнего регистра, могло быть и больше. Например, если бы жесткие условия службы в Испании долгое время не препятствовали Боккерини создавать сочинения по заказу кронпринца Фридриха Вильгельма Прусского (будущего короля Фридриха Вильгельма II), страстного виолончелиста-любителя, для которого писали Гайдн и Моцарт.
После смерти композитора его обширное наследие было на некоторое время забыто. «Возрождение» Боккерини началось в самом конце XIX века с появления свободных обработок различных сочинений. Этот процесс продолжался и в ХХ веке. Концерт ре мажор составлен виолончелистом Сергеем Асламазяном из фрагментов редко исполняемых виолончельных опусов композитора.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход