Санкт-Петербург, Концертный зал

Элгар. Сен-Санс. Дворжак. Чайковский. Дюрюфле


Вечер органной музыки

Эдуард Элгар. Пьеса для органа «Вечерний звон»
Камиль Сен-Санс. Три рапсодии
Антонин Дворжак. «Библейские песни»
Два романса Петра Чайковского
Морис Дюрюфле. Реквием для солистов, хора и органа

Надежда Хаджева (меццо-сопрано)
Федор Уваров (баритон)
Сергей Алексашкин (бас)
Олег Киняев (орган)
Никита Киняев (виолончель)

Хор Мариинского театра
Главный хормейстер и дирижер – Андрей Петренко

Диспозиция Органа >>


Эдуард Элгар (1857–1934) – представитель романтической органной школы, крупнейший композитор Англии после Генри Пёрселла. Благородный стиль, делающий музыку Элгара моментально узнаваемой, формировался постепенно. Лишь к сорока годам композитор получил признание и обрел уверенность в своих силах. Огромное творческое наследие автора составляют симфонии, концерты для различных инструментов, музыка для театра, кантаты и оратории, органные сочинения, камерная и фортепианная музыка, переложения и оранжировки. Органный стиль Элгара естественным образом находится в русле традиций того времени. Орган, по своим тембровым и выразительным возможностям приближающийся к симфоническому оркестру, был вдохновителем художественных идей автора. Характерные особенности симфонической музыки были перенесены в органное искусство. Так, появился «органный» вариант сонатно-симфонического цикла и множество новых неожиданных решений.

   

Органисту церквей Сен-Мерри и Ла-Мадлен Камилю Сен-Сансу, принадлежит небольшое количество произведений для органа. Этот факт можно объяснить, вероятно, тем, что композитор, по свидетельству очевидцев, предпочитал импровизировать во время службы, тогда как записанные сочинения играл крайне редко. Подобно своему австрийскому современнику Антону Брукнеру, Сен-Санс не был сторонником «симфонического органа», изобретенного А. Кавайе-Коллем, ведь он менее всего подходил к полифонической фактуре баховского типа, преобладающей в его композициях. При этом в его композиторском почерке ощущается оркестровая красочность мышления и подражание оркестровым тембрам. Не менее ярко в его музыке проявилось и влияние фортепианного стиля. Органная музыка Сен-Санса привлекает ясностью мысли, гармоничным спокойствием, бархатными модуляциями. Она наполнена мягкостью и безмятежным светом, что так редко встречается в музыке композиторов-романтиков.

     

Библейские песни Антонина Дворжака ор. 99 (1894) – вокальный цикл для баритона в сопровождении фортепиано, которое может заменять орган. Цикл создан во время пребывания Дворжака в Америке после триумфальной премьеры симфонии «Из Нового Света». В его основе – старинный чешский текст, заимствованный из «Кралицкой Библии» (перевод на чешский язык Священного Писания). В XVII–XVIII вв. интонирование библейских текстов обычно поручалось высоким голосам – сопрано или кастратам, но Дворжак переосмысливает эту традицию, выбирая баритон. Баритоновый тембр звучит не по-ангельски, а по-земному, и духовные тексты окрашиваются в более личные, теплые тона. Для десяти номеров композитор сам отобрал тексты, соединив в них отдельные строфы разных псалмов. №№ 1, 5, 10 – восхваление могущества Бога; №№ 2, 4, 9 – осознание того, что есть Бог для человека; №№ 3, 6, 8 – молитвы; в № 7 очевидна смысловая аналогия – под Вавилоном подразумевается Нью-Йорк, под Сионом и Иерусалимом – родная Чехия.

   

Реквием для солистов, хора и органа Мориса Дюрюфле (1947), занимает особое место в творчестве французского композитора и органиста. Словами «Requiem aeternam» («Вечный покой») начиналась католическая заупокойная молитва. В эпоху барокко и классицизма композиторы писали на этот латинский канонический текст церковные песнопения, которые исполнялись в храмах во время заупокойной службы. С конца XVIII века, со времен Моцарта, Реквием утрачивает культовый характер и его исполнение переносится в концертный зал. Обратившись к жанру Реквиема, Дюрюфле продолжил связь с духовным и художественным наследием минувших столетий. Но форма, выразительные средства, характер произведений не совпадают с привычной трактовкой жанра. Композитор создал реквием, где основной идеей является не смерть и картины Страшного Суда (как это было у Моцарта, Верди, Берлиоза), а Вера, Покой, Мир и Любовь; где образ смерти воспринимается как долгожданное избавление, переход к высшим сферам небытия.

Анна Коленькова

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход