Санкт-Петербург, Концертный зал

Юрий Башмет и камерный оркестр «Солисты Москвы»


III фестиваль современной музыки «Новые горизонты»

Второй концерт 14-го абонемента

Леош Яначек. Сюита для струнного оркестра
Александр Раскатов. Bel Canto для альта и струнных (посвящается Юрию Башмету) /Первое исполнение в Санкт Петербурге/
Альфред Шнитке. Менуэт для скрипки, альта и виолончели
Джордже Энеску. Концертная пьеса для альта с оркестром
Йиржи Бенда. Граве для альта и струнных
Бела Барток. Дивертисмент для струнного оркестра

Солисты: Степан Якович (скрипка), Юрий Башмет (альт), Алексей Найденов (виолончель)

Дирижер – Юрий Башмет

Леош Яначек. Сюита для струнного оркестра (1877)
Сюита для струнного оркестра – первое сохранившееся инструментальное произведение Яначека. 23‑летний композитор сочинил его для одного из концертов Музыкального общества Брно, дирижером которого он стал незадолго до этого. Молодой Яначек отдал много сил, чтобы превратить общество в серьезную концертную организацию: благодаря его инициативе и руководству был исполнен ряд серьезных работ великих мастеров прошлого и современных авторов. Возможно, композитор предназначал свою Сюиту для одного из «возрожденческих» вечеров общества – первоначальный замысел Яначека предполагал некую стилизацию сюиты эпохи барокко, и шесть частей произведения носили названия старинных танцев. Позднее эти названия были сняты, однако Сюита сохранила благородную сдержанность и изысканность, присущие образцам музыкальной старины.

Александр Раскатов. Bel Canto для альта и струнных (2008)
Александр Раскатов (р. 1953) – выпускник Московской консерватории, один из самых интересных и востребованных российских композиторов, ныне живущий на Западе. В 1998 году он был удостоен престижной премии Зальцбургского Пасхального фестиваля в номинации «Лучшая композиция», которую получил из рук Клаудио Аббадо. Являясь постоянным автором известного немецкого издательства Peters, Раскатов сотрудничает с известными артистами и лучшими музыкальными коллективами. Музыка композитора глубоко содержательна, насыщена символами. В одном из последних своих сочинений, Bel Canto (в переводе – «прекрасное пение») для альта и струнных, которое композитор посвятил своему выдающемуся однокурснику и другу Юрию Башмету, Раскатов соединил выразительные особенности двух наиболее любимых им жанров – вокального и камерно-ансамблевого.

Альфред Шнитке. Менуэт для скрипки, альта и виолончели (1994)
В 1994 году, когда Шнитке исполнилось 60  лет, его близкий друг – всемирно известный виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович – решил организовать в Москве фестиваль, посвященный творчеству композитора. Это был первый крупный фестиваль музыки Шнитке, состоявшийся на его родине. В нем приняли участие и другие знаменитые друзья композитора – скрипач Гидон Кремер и альтист Юрий Башмет. В расчете на звездное трио Шнитке написал одно из лучших своих сочинений – «Концерт на троих (поставит Ростропович)». Несмотря на юмористическое название и обилие остроумных моментов, музыка концерта экспрессивная, напряженная и отнюдь не располагающая к веселью. В первых трех частях солисты играют порознь и даже в совместном финале продолжают «настаивать на своем», оппонируя друг другу, пока их конфронтация не прерывается разрушительным кластером рояля. Обнявшись, исполнители удаляются за кулисы под аплодисменты зала, а затем… возвращаются, чтобы сыграть Менуэт – «теневой» эпилог этого мнимого трио. Церемонный аристократический танец галантного века, чьи гармонии искажены, выражает ту двойственность и иллюзорность, которая присуща музыке Шнитке и составляет характерную черту творчества мастера ХХ века.

 

Джордже Энеску. Концертная пьеса для альта с оркестром (1906)
Замечательный музыкант, классик румынской композиторской школы, чьим первым учителем был скрипач-самоучка цыган Чиору, провел детство в сельской местности, с малых лет выступая на деревенских праздниках. Обладая феноменальной памятью, мальчик жадно впитывал в себя мелодии народных наигрышей, песен, танцев. После блестящего окончания Венской и Парижской консерваторий, став признанным мастером, Энеску сделал румынский фольклор основой всего своего профессионального творчества. Концертная пьеса для альта с оркестром, посвященная профессору Тьерри Лафоржу, была написана композитором для исполнительского конкурса Парижской консерватории. Она представляет собой виртуозное воплощение сценки из народной жизни и включает элементы традиционных музыкальных жанров: дойны – лирической народной песни грустного характера, жизнерадостной мужской пляски брыу и женского танца батута.

Ян Йиржи Бенда. Grave для альта и струнных
Ян Йиржи Бенда (1686–1757) – богемский композитор, ставший родоначальником самой длинной династии, когда-либо существовавшей в истории музыки; представителей рода Бенда высоко ценили современники, в том числе и И. С. Бах с сыновьями, и В. А. Моцарт. Среди современных представителей этой знаменитой музыкальной семьи – известный дирижер, виолончелист и композитор Кристиан Бенда. Своего рода визитной карточкой династии Бенда на протяжении всего времени ее существования являлась высокая культура исполнения на струнных инструментах. Ян Йиржи Бенда и его сыновья работали в оркестре «прусского Версаля» – великолепного дворца Сан-Суси – при Фридрихе Великом. Grave из Концерта для альта и струнного оркестра Й. Бенды – жемчужина инструментальной лирики эпохи барокко. Благодаря выразительному контрасту «бесконечной» мелодии альта, вызывающей в памяти прекрасные линии старинных картин, подернутых патиной, и траурных аккордов оркестра, пьеса сделалась популярным номером и обрела самостоятельную жизнь на концертной эстраде.

Бела Барток. Дивертисмент для струнного оркестра (1939)
Дивертисмент для струнного оркестра был написан Бартоком по заказу Пауля Захера – блестящего молодого дирижера Базельского камерного оркестра и мецената, ставшего за свою жизнь инициатором более 100 произведений известных композиторов ХХ столетия. Поскольку концепция возглавляемого Захером оркестра заключалась в контрастном соединении классических произведений с современной музыкой, он попросил Бартока сочинить «что-нибудь в духе XVIII века». Барток в совершенстве выполнил требования заказчика и создал маленький шедевр, в котором в формах эпохи барокко предстает музыка, исполненная дерзости, поражающая сложными гармониями и непредсказуемыми мелодическими ходами.

Надежда Кулыгина

 

 

 

 

Генеральный партнер оркестра:  
Спонсор оркестра:  
Партнер оркестра:  

 

www.RenaissanceSaintPetersburg.ru  
 
    
www.CourtyardSaintPetersburg.ru  
 

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход