Санкт-Петербург, Концертный зал

Круглик. Слонимский. Тищенко


Открытие III фестиваля современной музыки «Новые горизонты»

Вячеслав Круглик. Симфония (мировая премьера)
Сергей Слонимский. Симфония № 21.
Из «Фауста» Гёте (мировая премьера)
Борис Тищенко. Музыка балета «Двенадцать»

Симфонический оркестр Мариинского театра

Борис Тищенко 

Борис Тищенко (р. 1939)
Народный артист России (1987), лауреат Государственной премии России им. Глинки (1978), заслуженный деятель искусств России (1978), лауреат Международного конкурса «Пражская весна–1966», лауреат премии мэра Санкт-Петербурга (1995). Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Автор 8 симфоний, грандиозного цикла из пяти «Данте-симфоний», 10 концертов для разных инструментальных составов, струнных квартетов, сонат для различных инструментов, балетов «Муха-Цокотуха», «Двенадцать», «Ярославна», оперы «Краденое солнце», оперетты «Тараканище», нескольких вокальных циклов, музыки к театральным постановкам и кинофильмам.
Балет «Двенадцать» («хореографический спектакль в одном действии» по одноименной поэме А. А. Блока) был создан в 1963 году и год спустя впервые поставлен на сцене Кировского театра Леонидом Якобсоном.

 

«Двенадцать», одноактный балет по поэме Александра Блока (1963)
«Черный вечер. Белый снег…». Перед нами первая страница, первый номер-«главка» одноактного балета «Двенадцать». И так перед каждым номером, прежде нотных знаков, на странице напечатана поэтическая строка. Эти строки не произносятся, не поются, и все же композитор обильно вписывает их в партитуру … для того, чтобы так или иначе … продолжало звучать своим ритмом, своей музыкой блоковское поэтическое слово, как, видимо, звучало оно в сознании композитора… Оно, это слово, то и дело всплывает в потоке музыки, управляя им не только в образно-смысловом и сюжетном планах, но и в ритмически-интонационном…
«В музыке балета весьма ощутимо речевое, словесное начало – настолько, что отдельные фрагменты кажутся предназначенными не для балета, а для оратории, в которой оркестр почему-то заменил и хор и солистов».
(Борис Кац. О музыке Бориса Тищенко. Л., 1986)

     
Сергей Слонимский 

Сергей Слонимский (р. 1932)
Народный артист России, лауреат Государственных премий (1983, 2002) и Международной премии «Балтийская звезда» (2009), кавалер российского ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша.
Автор опер «Виринея», «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного», «Король Лир», «Антигона», балетов «Икар» и «Волшебный орех», 27 симфоний, инструментальных концертов, сонат и ансамблей, кантат и ораториальных сюит, 24 прелюдий и фуг для фортепиано, романсов, музыки к кинофильмам «Республика Шкид», «Интервенция» и многих других сочинений. Музыка Слонимского широко исполняется, издается и записывается на CD в России и за рубежом.
Симфония №21 («Из «Фауста» Гёте») написана в 2009 году.

 

Симфония № 21. Из «Фауста» Гёте (2009)
Эта трехчастная симфония продолжает тему Фауста, к которой обращались Берлиоз и Шуман, Лист и Гуно, Малер и Шнитке.
Первая часть – «Фауст» – воплощает фаустовскую рефлексию, беспокойные поиски смысла жизни и недостижимого прекрасного мгновения, обретаемого лишь ценой жизни. Вторая часть – «Песня Маргариты» – романтическая баллада для меццо-сопрано и оркестра на стихи Гете (в немецком оригинале). Покинутая Гретхен предстает в глубокой печали и одиночестве, в порывах к счастью и светлых воспоминаниях, накануне своего страшного земного конца. Вместе с тем, гетевская Маргарита – один из символов «вечно Женственного», которое возвышает душу человека и ведет его к заповедной истине и бессмертию. Финал – «Вальпургиева ночь» – обнажает мефистофельское в Фаусте. Шабаш злых сил прорезается мотивами воли Фауста, ритмами скачки и полета. В конце возвращается и достигает мощной кульминации тема Фауста в окружении инфернальных ритмов и звучаний.

     
Вячеслав Круглик 

Вячеслав Круглик (р. 1977)
Ученик Бориса Тищенко, с отличием окончил композиторский факультет Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. В 2005 году стал лауреатом Всероссийского конкурса Мариинского театра как автор оперы «Коляска» на сюжет повести Н. В. Гоголя, премьера которой состоялась в рамках фестиваля, проводимого театром к 200-летию писателя. Совместно со Светланой Нестеровой создал хореографический квест «Семен. Версия 1.0», завоевавший приз на конкурсе Большого театра и Союза театральных деятелей на создание оперного и хореографического произведения для детей и юношества (2008). Автор концертино для духовых, арфы и ударных, двух струнных квартетов, вокальных циклов «Три кипариса», «Про коня», сонаты для флейты и фортепиано, балетной сцены «Опять двойка».

 

Симфония (2000)
Симфония представляет собой двухчастный цикл. Первая часть – (Allegro) в сонатной форме; главная партия основана на оживленном, многократно повторяющемся, мелодическом рисунке. Контрастом служит вторая тема-попевка – грузная, «неповоротливая» – явно народного склада. В своем развитии темы эти овладевают понемногу всем оркестром и, «обессилев» в противостоянии, стихают. Медленная вторая часть (Larghetto) поначалу зарождается в глубоких басах и в постепенном восхождении захватывает все новые и новые регистры. На динамической кульминации подъем этот обрывается. В призрачном камерном звучании арф, флейты и кларнета наступает момент, который древние греки называли словом «катарсис», означавшим просветление или, по крайней мере, отстраненный взгляд на минувшую трагедию, на пережитое страдание.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход