Санкт-Петербург, Концертный зал

Штраус. Бах. Шостакович. Чайковский
Скрипач и дирижер – «артист месяца» Игорь Группман


Рихард Штраус. «Метаморфозы» для ансамбля струнных инструментов
Иоганн Себастьян Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор
Дмитрий Шостакович. Камерная симфония (Квартет № 8 в оркестровке Рудольфа Баршая)
Петр Чайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»

Страдивари-оркестр Мариинского театра

Концерт для скрипки с оркестром ля минор был написан Иоганном Себастьяном Бахом около 1730 года для концертов музыкального общества студентов юридического факультета Лейпцигского университета – Collegium musicum. Если вспомнить, что на этом факультете в свое время учился Георг Филипп Телеман, а затем там же получили высшее образование все старшие сыновья Баха, можно не удивляться трудности концерта. Уровню музицирования студентов-любителей могли позавидовать многие профессионалы.
Еще в молодые годы Бах познакомился со скрипичными концертами Антонио Вивальди, который был всего на семь лет его старше. Немецкого композитора потрясли энергетика итальянского коллеги и новые задачи, которые тот поставил перед исполнителями. Вивальдиевской модели трехчастного концерта Бах придерживался всю жизнь, но его произведения отличаются большим масштабом, более ярким тематическим материалом и сложной, насыщенной полифонической фактурой. Как говорил Рихард Штраус, «полифония – это дар, которым сатана наделил немцев»…

Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» был написан Чайковским летом 1890 года по возвращении из Италии, где он в упоении работал над «Пиковой дамой».
Название не подразумевает создания «местного колорита». Это воспоминание не столько о самом городе, сколько о времени, которое Чайковский там провел, и о настроении, которое им владело. По крайней мере, одна из музыкальных тем секстета родилась во время пребывания автора во Флоренции.
Задуман секстет был гораздо раньше, еще в 1887 году, когда Чайковский дал обещание посвятить новое сочинение Петербургскому обществу камерной музыки во главе с К. К. Альбрехтом. Композитор решил попробовать силы в новом для себя жанре, находящемся на полпути между камерной и оркестровой музыкой. Хотя он уже находился в расцвете славы, но к новой и сложной задаче подошел, как ученик. «Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета», – скромно написал он Альбрехту. Сперва устроив прослушивание в частной обстановке, Чайковский затем еще два года перерабатывал сочинение, прежде чем дал согласие на его официальную премьеру и публикацию.

Анна Булычева
 

8-й квартет Шостаковича пользуется популярностью, редкой для произведения столь академичного жанра. Причина – программа, которую Шостакович исчерпывающе разъяснил в письме Исааку Гликману, рассказывая другу о пребывании в июле 1960 года на курорте в Саксонской Швейцарии, под Дрезденом: «Смотрел материалы кинофильма "5 дней, 5 ночей", создаваемого Л. Арнштамом. Меня там очень хорошо устроили для создания творческой обстановки. Творческие условия оправдали себя: я сочинил там 8-й квартет. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое».
Шостакович написал эту музыкальную автоэпитафию буквально через несколько дней после того, как все-таки не смог избежать вступления в КПСС (хотя много раз зарекался вступать в партию, которая погубила столько людей).
Квартет открывается темой-монограммой (D-Es-C-H), которая проходит через все пять частей, местами делаясь даже назойливой. Автопортрет композитора дорисован с помощью тем из его 1-й, 8-й, 10-й симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Фортепианного трио и Виолончельного концерта. «Намеками» проходят темы из Траурного марша Вагнера, 6-й симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Официально квартет посвящен памяти жертв фашизма и войны. 8-й квартет существует в версиях для различных исполнительских составов. За оркестровкой Рудольфа Баршая закрепилось название Камерная симфония.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход