Уже в юности Бетховен, выступая как пианист, поражал аудиторию новизной исполнительского стиля, смелостью и выразительностью импровизаций. В 1787 году, во время краткого пребывания в Вене, он посетил Моцарта и привел его в восхищение своим искусством. После окончательного переезда в австрийскую столицу Бетховен завоевал широкое признание, выступая во дворцах меценатствующих аристократов, на концертах и «академиях» - так назывались авторские вечера с разнообразной программой, в которой композитор знакомил слушателей со своими новыми произведениями. Академия предполагала и демонстрацию исполнительских способностей автора: он должен был выступить в качестве солиста в концертной пьесе и импровизировать на заданную тему. Так появились на свет концерты Бетховена: фортепианные были написаны им для собственных академий, скрипичный - для известного виртуоза Франца Клемента (помимо них, к концертному наследию композитора относятся также Фантазия для фортепиано, хора и оркестра и Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром).
Бетховенские фортепианные концерты открыли новую эру в истории этого жанра. Композитор возвысил концерт до уровня симфонии и подчеркнул ведущую роль солиста, в каждом случае своеобразно и неповторимо переосмыслив сопоставление сольной партии и оркестра. Представляя собой своеобразный «портрет» Бетховена на конкретном этапе, концерты дают прекрасную возможность проследить эволюцию творческой манеры композитора. Так, в первых двух концертах - до мажорном и особенно си-бемоль мажорном, который по хронологии создания и исполнения предшествовал первому, - еще явственно ощутима генетическая связь с концертными произведениями Моцарта и Гайдна. Однако через привычные очертания классического концерта здесь уже проступает облик самого Бетховена: нельзя не заметить новый масштаб всей композиции, новые качества динамики звучания, энергии развития и выражения. Поразительна изобретательность композитора в финале первого концерта, в котором уже отчетливо слышны чисто бетховенские «дерзости», вроде ля-минорной темы в разработке. Решающий перелом ознаменовал третий концерт до-минор. Бетховен представил новую концепцию концертной музыки - противопоставление солиста оркестру приобретает здесь новую драматическую трактовку и служит выражением конфликтного содержания. По словам Альфреда Корто, «фортепиано вырастает перед оркестром как соперник в героическом единоборстве; порученное ему звучание столь же властно, его разворот столь же могуч, как бетховенская трактовка оркестровой массы». В двух последних концертах приоритет солиста обозначен еще более рельефно благодаря необычному началу: вместо традиционной оркестровой экспозиции, четвертый концерт соль мажор начинается непосредственно с соло пианиста, а пятый, ми-бемоль мажорный, - с виртуозной каденции, возникающей после одного лишь аккорда у оркестра. Соль-мажорный концерт выделяется особым лирическим строем, в то время как грандиозный пятый уже при жизни композитора носил название «Император». Посвященный эрцгерцогу Рудольфу - архиепископу, прямому потомку австрийской династии, полководцу и замечательному музыканту - он превзошел все созданное к тому времени для солирующего фортепиано благодаря емкости своего содержания, насыщенности музыки героическим тонусом, небывалой мощи, энергии и виртуозному размаху партии солиста.
Надежда Кулыгина