Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен
Увертюра к трагедии «Кориолан»
Симфония № 9


Главный хормейстер – Андрей Петренко

Бетховен – родоначальник нового симфонического жанра программной увертюры. Увертюра «Кориолан» (1807) предназначалась для одноименной трагедии Г. И. фон Коллина, современника и друга Бетховена.

Генрих Йозеф фон Коллин (1771–1811) – поэт и драматург, ныне почти забытый, при жизни заслужил славу «австрийского Шиллера». Подобно другому великому драматургу – Шекспиру и, видимо, под влиянием его одноименной трагедии, Коллин заимствует историю римского полководца Кориолана из «Жизнеописаний» Плутарха. Для постановки трагедии на сцене театра в 1807 году Бетховен и написал ставшую знаменитой увертюру.

Композитор увлекся трагической фигурой Кориолана, обратившего свой талант военачальника и полководца против родного Рима. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит к стенам Рима огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам своих бывших сограждан, но уступая просьбам матери и жены, он опускает занесенный над родиной меч; гордый и непримиримый воин поражает себя этим мечом.

Инструментальная драма Бетховена с необычайной выразительностью передает все психологические коллизии трагедии. Противоречия, раздирающие душу Кориолана, отразились в главной теме, сочетающей страстный порыв и встающую на его пути преграду – резкие аккорды tutti. Мучительные противоречия, полные драматизма переживания оттеняются побочной темой – певучей и женственной; в ней слышатся интонации мольбы. Эмоциональная напряженность музыки достигает кульминации в репризе, когда вновь звучат могучие начальные аккорды увертюры. Они постепенно стихают, порывистый лейтмотив Кориолана умеряет свой бег и, обессиленный, растворяется в едва слышном pizzicato струнных.

В ряду героических бетховенских увертюр, воспевающих победоносную силу человеческого духа («Эгмонт», «Леонора»), увертюра «Кориолан» занимает особое место. Она рисует трагедию надломленного сознания. Надломленного, но непокоренного – в ней не угасая горит огонь Бетховена-Прометея.

Иосиф Райскин

 

И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал ...
Откройся мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Николай Заболоцкий. "Бетховен"
 

Девятая Бетховена давно перестала означать только порядковый номер симфонии. Она стала именем собственным в ряду других величайших произведений мирового искусства, таких как, поэмы Гомера, "Божественная комедия" Данте, Мадонна Рафаэля, "Дон Кихот" Сервантеса, "Фауст" Гете, Высокая месса Баха... Она с предельной завершенностью выразила устремления своей эпохи, и в то же время провозгласила общечеловеческие идеалы, которым мы и по сей день верны. Она завершала творческий путь Бетховена-симфониста и вместе с тем пролагала пути в будущее.
Введя в симфонию поэтическое слово, Бетховен совершил глубоко новаторский шаг, поначалу ошеломивший современников. Для самого же композитора финал Девятой симфонии означал разрешение от бремени многолетних поисков музыкального воплощения шиллеровской оды "К радости". Именно так – не в виде песни, или отдельного хора, а в качестве финала С и м ф о н и и с х о р а м и – так вскоре начнут называть Девятую – Бетховен прозрел, услышал за далью времени один из магистральных путей развития симфонии как жанра. Бетховен впервые призвал слово для того, чтобы "открыть мысль", философскую концепцию симфонии. Но главное, начиная с Бетховена, симфония, по меткому определению немецкого музыковеда Пауля Беккера, играет роль "светской мессы", сплачивающей в едином переживании слушателей в концертных залах, подобно тому, как воскресная месса объединяла прихожан в церкви. И не случайно гениально претворенная Бетховеном ода Шиллера "К радости" стала официальным гимном Европейского сообщества – объединенной Европы. Не случайно она повсюду звучит апофеозом Свободы и Братства всего человечества.
Девятая симфония Бетховена впервые была исполнена в Вене 7 мая 1824 года под управлением автора.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход