Солисты: Елена Жидкова и Габор Бретц" name="description" /> Солисты: Елена Жидкова и Габор Бретц" name="keywords" /> Солисты: Елена Жидкова и Габор Бретц" />
Санкт-Петербург, Концертный зал

Антонин Дворжак. Концерт си минор для виолончели с оркестром
Солист – Давид Герингас

Бела Барток.
"Замок герцога Синяя борода"
Солисты: Елена Жидкова и Габор Бретц


В программе:

Концерт си минор для виолончели с оркестром Антонина Дворжака
Солист – Давид Герингас

Опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя борода» в концертном исполнении
Герцог Синяя борода – Габор Бретц
Юдит – Елена Жидкова

C 1892 по 1895 гг. Антонин Дворжак жил и работал в США. Именно в Америке были написаны ставшие наиболее популярными среди его сочинений симфония «Из Нового света» и Концерт для виолончели с оркестром си-минор. Концерт для виолончели с оркестром был создан в 1895 году и с триумфом исполнен уже после возвращения Дворжака в Прагу. Сложнейшую партию виолончели-соло исполнил выдающийся чешский виолончелист Гануш Виган, именем которого был назван международный конкурс виолончелистов в Праге. Сам же композитор писал про свое творение: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю – на собственную похвалу нельзя положиться, – но Вам могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке». Дворжак действительно не ошибся в оценке, сегодня его концерт – жемчужина классического репертуара лучших виолончелистов мира. Согласно законам жанра в концерте 3 части, две быстрые части обрамляют медленную – драматическое Адажио. Композитор объединяет части сквозным драматургическим развитием. Тема-зачин, открывающая и завершающая концерт, становится мелодическим и ритмическим импульсом, из которого вырастают остальные темы. В партии виолончели Дворжак подчеркивает вокальную природу инструмента, имеющего весь диапазон регистров человеческого голоса. Солист подобен рапсоду-сказителю, повествующему о бурных, драматических, а порою и трагических событиях. По легенде знаменитый Йоханнес Брамс на закате жизни послушав виолончельный концерт Дворжака воскликнул: «Почему только я не знал, что концерт для виолончели можно так написать? Я бы давно уже написал его!..» Несмотря на то, что концерт сочинялся в Америке, музыка полна близких Дворжаку певучих славянских интонаций и элементов народной музыки Богемии, поданных в красочном романтическом оформлении. Как писал один из биографов композитора: «В этой музыке звучит ностальгический голос настоящего чеха».
Егор Ковалевский

 

История герцога Синяя борода, коварного и жестокого соблазнителя, губившего своих жен, как и история Дон Жуана, – один из старых европейских мифов. Сейчас можно спорить – был ли герцог Жиль де Ре французский маршал, сподвижник Жанны д´Арк, казненный в 1440 году – исторический прототип Синей бороды таким уж злодеем, и носил ли он вообще бороду (синебородыми в то стародавнее время могли называть тех, кто не носил бороду и был выбрит "до синевы"), но с легкой руки сказочника Шарля Перро, написавшего в 1697 свою знаменитую сказку, образ жестокого герцога стал довольно популярным среди писателей и музыкантов. В 1901 году, по-своему переосмысливая этот сюжет, известнейший драматург-символист Морис Метерлинк написал пьесу «Ариана и Синяя борода», на основе ее венгерский автор Бела Балаж создал оперное либретто, которым и воспользовался композитор Бела Барток. Помимо загадочного мистического сюжета, Бартока привлекла и национальная самобытность стихов Балажа, – восьмистрочные строфы либретто восходят к народным секейским балладам. «Замок герцога Синяя Борода», единственная опера Белы Бартока, была написана в период с марта по октябрь 1911 года и вначале была отклонена официальным жюри будапештского Национального театра. Её постановка осуществилась лишь через 7 лет, 24 мая 1918 года, в Будапештской опере и вызвала огромный интерес. Друг и единомышленник Бартока композитор Золтан Кодай писал: «Его (Бартока) недавние противники должны волей-неволей признать богатство его фантазии, оригинальность его оркестрового языка, гармонии красок и тем, цельность его мышления. […] Музыкальный облик Бартока отмечен глубокой общительностью, прямодушием и самой высокой культурой. Его музыка предстает перед нами как единое концентрированное целое и почти не носит следов заимствований и подражания».
Сценическое действие оперы построено на диалогах Герцога и его юной супруги Юдит, которая упрашивает открыть ей тайны семи дверей замка. Семь симфонических картин, каждая из которых иллюстрирует преступления Герцога, изображают мрачные видения. Семь музыкальных эпизодов поражают живописной силой оркестра и зримостью музыкальных образов: I – камера пыток с цепями и крючьями, II – оружейная со следами крови, III – кладовая с золотом, IV – цветущие сады и лилии в крови, V – безбрежные луга и горы, VI – хрустальное озеро слёз, VII – обитель пленных жён. В финале Юдит уходит в седьмую дверь, всё живое в ней погибает под тяжестью короны и драгоценностей, надетых на неё Герцогом. Вокруг мрак и холод. Герцог исчезает в черной мгле.
Музыкальный язык оперы чрезвычайно красочен и выразителен, что делает ее очень удобной и для концертного исполнения. Барток с помощью оркестровых тембров и выразительных интонаций, опирающихся на народную венгерскую мелодику, тонко показывает эмоциональное состояние героев. Музыка гибко следует за тончайшими нюансами поэтического текста.
Опера «Замок герцога Синяя борода» имеет разные толкования: можно видеть в ней социальный пафос, символическое отображение бедствий и войн начала ХХ века. Но, наверное, правильнее применительно к этому произведению говорить о теневых сторонах, мрачных безднах, присущих человеческой личности. И в этом отношении опера Бартока  открывает прямой путь к дальнейшим психоаналитическим исследованиям и ко многим шедеврам музыки и литературы ХХ, да и XXI века.
Егор Ковалевский

Возрастная категория 6+