Санкт-Петербург, Концертный зал

Концерт хора Мариинского театра


Ко дню рождения Петра Ильича Чайковского
Петр Чайковский

Литургия Святого Иоанна Златоуста

"Ночевала тучка золотая". Слова М. Лермонтова
"Легенда". Слова А. Плещеева
"Соловушко". Слова П. Чайковского

Хор

 

Литургия Святого Иоанна Златоустого (в первом издании – Литургия святого Иоанна Златоуста) –цикл песнопений для смешанного хора, соч. 41 до мажор. 15 частей: 1. После возглашения "Благословенно Царство...", 2. После первого антифона, 3. После малого входа, 4. После чтения Апостола, 5. После чтения Евангелия, 6. Херувимская песнь, 7. После Херувимской песни, 8. Символ веры, 9. После Символа веры, 10. После возглашения "Твоя от твоих...", 11. После слов "Изрядно о Пресвятей...", 12. После возглашения "И даждь нам единеми усты...", 13. Молитва Господня, 14. Причастный стих, 15. После возглашения "Со страхом Божиим..." На церковнославянском языке.

"Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении", –писал Петр Ильич Чайковский в письме Надежде фон Мекк. В апреле 1878 года композитор пишет тому же адресату: "Я бы хотел сделать что-то в области церковной музыки. Здесь перед композиторами лежат обширнейшие и почти нехоженые пути. Я уважаю определенные достижения Бортнянского, Березовского и других; однако сколь мало соответствует их музыка византийской архитектуре, иконам и всему духу православной литургии!.. Вполне возможно, что я решусь написать "Литургию св. Иоанна Златоуста" целиком!" Двумя месяцами ранее Чайковский просит своего издателя П. И. Юргенсона прислать ему полный текст литургии Cв. Иоанна Златоуста. А в мае 1878 года в Каменке заканчивает свое грандиозное хоровое творение. Первое исполнение музыки Литургии Cв.Иоанна Златоуста состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение Литургии во время богослужения. В Москве Литургия Cв. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена в закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем в экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П. И. Сахарова. Публика с воодушевлением приняла произведение, но отзывы прессы были противоречивы. Доброжелатели утверждали, что Литургия производит "молитвенное настроение", что в ней "не заключается чуждого русскому чувству бездушного органа", как называли в старину церковное пение Запада, ни еще более чуждого нам элемента "светскости". Критики, напротив, указывали на многочисленные и, по их мнению, неоправданные нововведения. Кому-то не нравилось непохожесть музыки П. И. Чайковского на привычные сочинения Львова, Бортнянского и Сарти, иные говорили об отсутствии древнецерковного стиля, ну а некоторые из духовных лиц негодовали просто на дерзкую попытку "светского" композитора создать музыку к богослужению. После московской премьеры на исполнение Литургии Св. Иоанна Златоуста Чайковского в храмах был наложен запрет, который был снят лишь после смерти композитора. Синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского, обычно в церкви Большое Вознесение у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась в соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича. Это были службы, на которые в переполненные храмы собиралась творческая интеллигенция Москвы и Петербурга. Литургия Св. Иоанна Златоуста Чайковского во второй половине XIX века в России стала первой смелой попыткой крупного светского композитора создать полностью авторскую музыку к православному богослужению. В этой музыке Чайковский стремился выразить прежде всего свое эмоциональное восприятие ключевых моментов службы, не пытаясь реконструировать архаику. Музыка к Литургии Чайковского стала первой ласточкой музыкально-духовного Ренессанса в России начала ХХ века.

Хор "Соловушко" на собственные слова и переложение для хора детской песенки "Легенда" на слова Алексея Плещеева были созданы Чайковским по просьбе Федора Беккера, главного хормейстера Императорского Мариинского театра. Федор Беккер с 1888 года был организатором и руководителем ежегодных духовных концертов хора Мариинского театра. В январе 1889 года он обратился в письме к П. И. Чайковскому с просьбой сочинить два светских хора для концерта хора императорской оперы. Композитор охотно откликнулся на призыв, и уже через четыре дня после получения письма, отправил Беккеру эти две хоровые миниатюры, исполненные в концерте хора императорской оперы 19 марта 1889 года в Петербурге.

Хор "Ночевала тучка золотая" на стихотворение М. Ю. Лермонтова "Утес", стало одним из произведений, сочиненных П. И. Чайковским, что называется, "по случаю". С 1886 по 1890 год композитор 5 раз посещал Кавказ, где в Тифлисе в то время работал его родной брат Анатолий Ильич. В один из таких приездов 2 июля 1887 года в Боржоме Чайковский пишет в своем дневнике: "Приходили трое незнакомых людей с просьбой написать им хор. Что можно было выдумать более глупого!!!". Однако спустя три дня хор на Лермонтовские стихи был закончен. Не сохранилось никаких сведений о первом исполнении хора, а автограф случайно в 1910 попал в нотное издательство Юргенсона через М. М. Ипполитова-Иванова от некой госпожи Кайтмазовой, по просьбе которой был создан этот шедевр. Однако в связи с выяснением размером гонорара хор был впервые издан в Москве только в 1922 году и почти сразу стал одним из популярных произведений П. И. Чайковского.

Егор Ковалевский

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход