Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен. Симфонии № 1 и № 6
Симфонический оркестр Мариинского театра


В рамках Бетховенского цикла на «Звёздах белых ночей»

 Симфонический оркестр Мариинского театра

Людвиг ван Бетховен
Первая симфония, до мажор, соч. 21

Симфония до мажор – поэма юности, улыбающейся своим мечтам...
Но во вступлении, в тени некоторых сумрачных басов,
в фантастическом скерцо замечаешь...
в этом младенце взгляд будущего гения.

Ромен Роллан

26 марта 1800 года газета "Винер цайтунг" помещает объявление: "В среду 2 апреля 1800 года в Императорском придворном театре господин Людвиг ван Бетховен будет иметь честь дать большую музыкальную академию в свою пользу...".
Знаменательно, с каким уважением Бетховен в своем первом, как теперь сказали бы, авторском концерте почтил великих учителей: в программу входили, помимо бетховенских сочинений, симфония Моцарта и фрагменты из оратории Гайдна "Сотворение мира". В те времена публичные музыкальные академии (концерты) могли включать наряду с симфоническими и камерные произведения. Афиша извещала, что прозвучит "большой концерт для фортепиано, сочиненный господином Людвигом ван Бетховеном в его исполнении; Септет, верноподданнейше посвященный Ее величеству императрице... новая большая симфония для полного оркестра, сочиненная господином Людвигом ван Бетховеном". Обещано было также "фантазирование Бетховена на фортепиано". Последнее не удивительно: для венской публики Бетховен пока еще прежде всего виртуоз, известный своими блистательными импровизациями в музыкальных салонах. Уступая моде, Бетховен пишет один за другим циклы вариаций на темы Генделя, Моцарта, Гретри, Сальери, на народные песни...
Исполнение Первой симфонии стало для Бетховена дебютом в его любимейшем жанре. Историки сегодня замечают, что в Первой симфонии Бетховен окончательно формирует и закрепляет так называемый парный состав оркестра (его иногда называют также "бетховенской капеллой") – две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы; духовым инструментам ярко и контрастно сопоставлены струнные. Заметили это и современники композитора; некоторым показалось, что симфония Бетховена похожа на "духовую музыку", что в ней... чрезмерно употреблены литавры! И лишь наиболее проницательные из критиков, "по когтям узнали льва" – почувствовали, как в недрах стиля, иногда обобщенно именуемого гайдновско-моцартовским, зреет музыка нового века. Как пробует композитор свои могучие "мускулы" в первом Allegro, как возникает жанр симфонического скерцо в ритмах галантного менуэта, как в коде финального рондо звонкие фанфары предвещают героическую эпоху... – словом, как рождается симфония Бетховена!


Шестая симфония ("Пасторальная") фа мажор, соч. 68

"Пасторальная" симфония Бетховена – высокая философская идиллия, подсказанная мыслью о гармонии человека и природы. Заглавия, данные Бетховеном частям симфонии, делают ее одним из первых образцов программного симфонизма. Вместе с тем Бетховен всячески подчеркивал главенство  в ы р а з и т е л ь н о с т и  музыки. Вот его авторская аннотация к Шестой симфонии.
"Слушателю предоставляется самому определить ситуации. Sinfonia caracteristica, или Воспоминание о сельской жизни. Всякая изобразительность проигрывает, если к ней чрезмерно прибегают в инструментальной музыке. – Sinfonia pastorella. Тот, кто имеет понятие о сельской жизни, может и без многих заголовков представить себе, что хотел автор. Целое является больше  в ы р а ж е н и е м  чувств, чем изображением, оно будет распознано и без описаний".
Первая часть – "Пробуждение радостных чувств на лоне природы" – овеяна поэзией сельской тишины, бескрайней шири природы. Вторая часть – "Сцена у ручья" – исполнена созерцательного покоя. Изобразительные детали (журчание ручья, пение птиц) придают музыкальному пейзажу достоверность. Третья часть – "Веселое сборище крестьян" – колоритная жанровая сценка веселого сельского праздника: танцы под звуки незамысловатого ансамбля. Четвертая часть – "Гроза. Буря" – по словам Берлиоза, "оставляет далеко позади все, что пробовали сочинять в этом роде". Средствами оркестра композитор передает грандиозную мощь разбушевавшейся стихии. Финал имеет два названия – "Пастушья песнь" и "Радостное чувство благодарности после бури". В природе вновь царит покой. Тихим гимном благодатной природе завершается "Пасторальная" симфония.

Иосиф Райскин, 2005

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход