Санкт-Петербург, Концертный зал

"Артист месяца" Юрий Башмет


Людвиг ван Бетховен. Ноктюрн для альта и фортепиано соч 42
Роман Леденёв
. Поэма для альта и фортепиано
Бенджамин Бриттен. «Отражение» для альта и фортепиано
Франц Шуберт. Соната «Арпеджионе» ля минор для альта и фортепиано

Юрий Башмет и Михаил Мунтян

Юрий Башмет и Михаил Мунтян

 

При поддержке: 
  Ренессанс Санкт-Петербург Балтик Отель
   Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Васильевский Отель

Ноктюрн для альта и фортепиано (1804) – малоизвестное и редко исполняемое сочинение Бетховена. Оно является переложением ранней работы композитора – Серенады для скрипки, альта и виолончели op. 8 (1797). Те, у кого немецкий классик ассоциируется прежде всего с монументальными героическими концепциями, возможно, будут удивлены встрече с совсем другим Бетховеном в этом светлом и радостном произведении, созданном словно на одном дыхании. Возможно, на характер Серенады повлияло то, что она была написана в счастливый период жизни композитора, когда он, молодой провинциал, недавно приехавший в Вену, сумел за короткий срок приобрести известность и славу в этой музыкальной столице. Но, прежде всего, сам жанр сочинения предполагал «развлекательность»: серенады создавались в честь знатной особы и исполнялись во время праздников, проходивших на открытом воздухе.
Шесть частей Ноктюрна, представляющего собой редкий пример равноправного партнерства альта и фортепиано, – фейерверк мелодий и танцев, воссоздающий живую атмосферу музыкальной Вены того времени. Обрамляет произведение традиционный марш, как бы изображающий приход и уход участников. Вторая часть – орнаментальное адажио. Элегантный менуэт, несмотря на свою краткость, дает возможность исполнителям продемонстрировать самые разные приемы игры. Четвертая часть построена на контрасте двух образов – адажио в духе драматической оперной арии и легкого, насмешливого скерцо. Изобретательный и яркий полонез – дань композитора венской многонациональности. Финальное анданте – тема с вариациями, в которых «вспоминается» и музыка предыдущих частей, органично соединяется с заключительным проведением марша.

Концерт-поэма для альта и фортепиано Романа Леденева – авторское переложение сочинения для альта с оркестром (1964), посвященного выдающемуся исполнителю Федору Дружинину. Роман Леденев (р. в 1930) занимает особое место в современной отечественной музыке: это композитор-лирик, склонный к благородной мягкости и душевной тонкости высказывания, считающий первым качеством мелодическое начало, заложенное в самой природе музыкального искусства. Все эти черты присутствуют в Концерте-поэме, неоромантическая направленность которого подчеркнута самим названием.
Сумрачный тембр солирующего альта как нельзя более соответствует интроспективному характеру произведения, его психологически концентрированному содержанию. Открывает поэму сдержанно-выразительная тема, основанная на столь характерной для музыки романтизма интонации вопроса. Ее сменяет другой образ, более эмоционально открытый, – но это распевный вариант той же темы. В процессе развития сдержанное высказывание превращается в экспрессивную, насыщенную декламацией взволнованную речь. Кульминацией сочинения становится каденция солиста, переходящая в стремительное фугато. А далее происходит длительное образное, динамическое и тематическое истаивание, угасание, словно погружение в мир грез, мечты прекрасной и недостижимой.

«Отражения» для альта и фортепиано Бенджамина Бриттена (1950) представляют собой вариации на тему песни Джона Дауленда (1563-1626) – композитора и лютниста елизаветинской эпохи. Бриттен считал себя наследником лучших традиций старинной английской музыки, переживавшей в ХХ веке подлинный ренессанс. Чтобы познакомить современников с сочинениями любимых им авторов, он предпринял многолетний труд по редактированию и исполнению музыки мастеров прошлого, а также предлагал публике собственные интерпретации их сочинений, отличающиеся различной степенью свободы. «Отражения» – выдающийся пример такого «творческого диалога»: Бриттен обращается к двум популярным и чрезвычайно характерным для «величайшего меланхолика английской музыки» Дауленда песням «Если бы мои жалобы» и «Слезы», но трактует их с использованием всего спектра выразительных средств музыки ХХ века. Вариации имеют необычный вид: тема первой песни проходит фрагментарно, в призрачном бесплотном звучании, а в полном виде утверждается лишь в финальной десятой вариации. Интересно обставлено и появление второй темы: она вводится в шестой вариации как прямая речь, цитата (в нотах выделена кавычками) – тоже прием, распространенный в современной музыке.

Соната «Арпеджионе» Франца Шуберта (1824) стала одним из первых сочинений, написанных для изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году инструмента, сочетавшего в себе признаки виолончели и гитары. В 1820-хх арпеджионе пользовался популярностью, однако уже спустя десятилетие был забыт, и вспомнили его лишь в конце ХХ века, в связи с интересом к аутентичному звучанию. Сонату Шуберта традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «Арпеджионе» фигурирует в качестве ее названия.
Отличительной особенностью произведения является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы, столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала. Так, начальное проведение темы первой части – типичное вступление к романсу; его переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано – тоже типичный образец вокального письма. Во второй части (Adagio) – более углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его замысле прослеживается «раскрепощающая» идея, которая особенно выявляется в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.

Надежда Кулыгина
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход