Санкт-Петербург, Концертный зал

Вечер органной музыки
Маршан. Клерамбо. Куперен. Коррет. Бах


из цикла «Четыре века органной музыки»

Луи Маршан. Большой Диалог до мажор
Луи-Николя Клерамбо. Сюита Второго тона
Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга ля минор
Франсуа Куперен. Приходская месса. Пять фрагментов из Gloria
Мишель Корретт. Магнификат ля мажор
Иоганн Себастьян Бах. Пассакалия до минор

Луи Маршан (1669–1732) – композитор версальской школы, органист и клавесинист. С 1684 г. выполнял обязанности соборного органиста в Невере, а с 1698 г. – в Париже. Служил придворным органистом в 1708–14 гг., принадлежал к числу лучших французских органистов своего времени.
Из биографии органиста известен такой факт: в 1717 г. Луи Маршaн должен был соревноваться в Дрездене с И. С. Бахом, но, услышав игру своего соперника, был поражен его мастерством и отказался от выступления.
В XVII–XVIII вв. органисты часто не только исполняли, но и импровизировали и сочиняли музыку сами. Луи Маршaн не исключение, он написал оперу «Пирам и Тисба», 2 тома пьес для клавесина, сборник органных пьес.

 

Луи Николя Клерамбо (1676–1749) родился в семье музыкантов, рано начал играть на скрипке и клавесине, а мастерству органной игры учился у Андре Резона. Придворный музыкант Людовика XIV, на протяжении всей жизни занимал пост органиста в различных храмах Парижа, был музыкальным руководителем пансиона для девушек Сен-Сир.
Помимо кантат, которых Клерамбо написал более 30 (собраны в 5 сборников, изданных в 1710–1726 гг.), ему принадлежит множество церковных песнопений, сонаты для скрипки и basso continuo, сборники пьес для клавесина и органа.

 

Франсуа Куперен (1668–1733) – французский органист, клавесинист, композитор, представитель династии Куперенов, в которой было несколько поколений музыкантов. Современники прозвали его «великим».
Музыкой начал заниматься под руководством отца, Шарля Куперена, после смерти которого в 1685 году занял должность органиста церкви Сен Жерве в Париже. Через восемь лет Куперен получил приглашение служить придворным органистом, а с 1703 года он стал также придворным клавесинистом.
Именно для клавесина Куперен написал свои основные сочинения, получилвшие огромную популярность не только во Франции, но и за границей. Кроме клавесинных пьес Купереном создано также 4 Королевских концерта и 10 концертов, несколько трио-сонат, органные мессы, мотеты, 3 предпасхальные обедни.

 

Мише́ль Корре́тт (1707–1795) –французский композитор и органист. Его отцом был композитор Гаспар Корретт.
С 1737 по 1780 гг. Мишель Корретт служил органистом иезуитского коллежа в Париже, а с 1780 года – придворным органистом гецога Ангулемского.
Свои первые сонаты опубликовал в 20 лет. Корретт оставил обширное музыкальное наследие. Среди его работ – как церковная, так и светская музыка, в том числе балеты, дивертисменты, концерты для органа с оркестром. Многое в своей музыке композитор заимствовал у выдающихся современников, в частности, в 1765 переработал «Весну» Вивальди в церковное песнопение Laudate Dominum de coelis.
Коррет составил ряд учебников игры на музыкальных инструментах, в том числе Les Délices de la solitude – один из первых учебников игры на виолончели – и L′école d′Orphée («Школу Орфея») – учебник игры на скрипке.

 

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) происходит из семьи музыкантов. Он рано пристрастился к музыке и с огромным рвением учился игре на скрипке, клавесине, а затем – на органе.
В Арнштадте, где с 1703 по 1707 годы Бах служил органистом Новой церкви, он внимательно изучал органные сочинения композиторов Фландрии, Франиции и Северной Германии. Будучи органистом церкви Сен-Блэз в Мюльхаузене в 1707–1708 годы, Бах окончательно утвердился в глазах современников как непревзойденный знаток органной фактуры.
С 1708 по 1717 он занимал пост придворного камерного музыканта и органиста герцогской капеллы Веймарского двора. В это время Бах познакомился с искусством итальянцев, усовершенствовал свою композиторскую технику и заслужил репутацию несравненного виртуоза, требовательного знатока, педагога и квалифицированного композитора.
Именно к веймарскому периоду относится наибольшая часть его органных сочинений.

 
 

Диспозиция Органа >>

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход