Санкт-Петербург, Концертный зал

Вечер органной музыки
Дю Маж. Бах. Моцарт. Франк


из цикла «Четыре века органной музыки»

Произведения Пьера Дю Мажа, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Сезара Франка

Константин Волостнов – один из самых ярких молодых органных исполнителей, за плечами у которого победы на многих международных конкурсах.
Елена Привалова. Classica.FM

За всю славную, почти полувековую (с 1963 года), историю международного конкурса в г. Сент-Олбанс (как, кстати, и конкурса в г. Шартре) ни один российский органист не смог получить подобных наград. Московский органист Константин Волостнов завоевал сразу четыре из шести возможных призов. Основной из них – Первая премия. Впервые в истории конкурса россиянину присваивают звания и лучшего органиста, и лучшего исполнителя произведений И. С. Баха, и приз за лучшее исполнение «Sacrificium», а также Константину Волостнову достаётся приз зрительских симпатий. При известной политизации искусства Волостнову своим талантом, выдержкой, блестящим мастерским исполнением удалось увлечь жюри и публику, заставить забыть о политике и думать только об искусстве.
Choir & Organ

 

Сезар Франк (1822–1890), французский композитор, уроженец Бельгии. Учился в Льежской, а затем в Парижской консерватории. В возрасте 11 лет получил первую премию на конкурсе в Льеже.
В 1835 семья Франка переехала в Париж, и, поскольку Сезар был слишком молод для поступления в консерваторию, он стал брать частные уроки у А. Рейхи, Леборна и Циммермана. В 1837, в порядке исключения, Франк был принят в Парижскую консерваторию.
Первыми значительными сочинениями Франка стали органные Шесть пьес (1860–1862). К этому времени он работал органистом в церкви Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре. Оттуда Франк перебрался в церковь Сен-Клотильд, где и исполнял обязанности органиста до конца своих дней.
В 1872 Франк получил место профессора органа в Парижской консерватории. Консерватория ориентировалась прежде всего на оперный жанр, и органный класс Франка стал по существу композиторским классом, который посещали не только официальные ученики Франка, но все, кто готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на изучении творчества Баха и Бетховена. Франк стремился сблизить органную и фортепианную технику исполнения, что отразилось в двух циклах, ознаменовавших новый этап в развитии французской фортепианной литературы. Это «Прелюдия, хорал и фуга» (1884) и «Прелюдия, ария и финал» (1886–1887). В них сопоставляются различные жанры органно-фортепианной музыки; при сохранении четко разграниченных форм отдельных частей каждый из циклов объединяется «сквозным» тематизмом.
Большую ценность представляют также «Три пьесы для органа» (1878) и написанные им в год смерти «Три хорала для большого органа». В этих произведениях ярко запечатлелась самобытная индивидуальность крупнейшего мастера вариационного искусства.

 

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). Австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер.
Основам игры на клавесине, скрипке и органе его обучил отец.
В 5-летнем возрасте он начал сочинять музыку, в 6 лет совершил первую концертную поездку (Мюнхен, Вена). В 1769–1777 он служил концертмейстером, а в 1779–1781 органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Свои церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом Моцарт писал главным образом в Зальцбурге. Между 1769 и 1774 Моцарт совершил три поездки в Италию; в 1770 был избран членом Филармонической академии в Болонье, где брал уроки композиции у руководителя академии падре Мартини, и получил в Риме от папы орден Золотой шпоры.
Несмотря на успехи, материальное положение Моцарта было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано).
Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кёхеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

   

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) происходит из семьи музыкантов, проживавших в Турине более двух веков. Он рано пристрастился к музыке и с огромным рвением учился игре на скрипке, клавесине, а затем – на органе.
В Арнштадте, где с 1703 по 1707 годы Бах служил органистом Новой церкви, он внимательно изучал органные сочинения композиторов Фландрии, Франиции и Северной Германии. Будучи органистом церкви Сен-Блэз в Мюльхаузене в 1707–1708 годах, Бах окончательно утвердился в глазах современников как непревзойденный знаток органной фактуры.
С 1708 по 1717 он занимал пост придворного камерного музыканта и органиста герцогской капеллы Веймарского двора. В это время Бах познакомился с искусством итальянцев, усовершенствовал свою композиторскую технику и заслужил репутацию несравненного виртуоза, требовательного знатока, педагога и квалифицированного композитора.
Именно к веймарскому периоду относится наибольшая часть его органных сочинений.

 

Пьер дю Маж (1674 — 1751) – французский органист и композитор. Его учителем был отец – органист собора города Бовэ. Сам Пьер дю Маж с 1703 по 1710 год служил органистом королевской коллегии Сен-Квентин, а затем выполнял обязанности органиста в Лаоне. В возрасте 45-ти лет он вышел в отставку, так как не смог совмещать работу органиста с обязанностями управляющего королевскими хранилищами соли в городе.
В 1733 году вместе с Клерамбо, Дакеном и Кальвьером дю Маж блестяще выступил в Париже на торжественном открытии нового органа собора Парижской Богоматери. На протяжении жизни, композитор удовольствовался публикацией ничтожного количества своих произведений. Из его сочинений известна лишь первая органная книга, содержащая одну сюиту первого тона.

Диспозиция Органа >>

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход