Санкт-Петербург, Концертный зал

«Артист месяца» Владимир Фельцман
дирижирует произведениями Моцарта


В программе:

Вольфганг Амадей Моцарт
Сцены из оперы «Так поступают все»
Симфония № 41, до мажор («Юпитер»)

Солисты:
Маргарита Алавердян
Екатерина Варфоломеева
Надежда Сердюк
Геннадий Беззубенков
Сергей Романов
Александр Тимченко

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Владимир Фельцман

Недосягаемые триады высятся в конце недолгого, но ослепительно прекрасного творческого пути Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) – три оперы на либретто Лоренцо да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все») и три последние симфонии (ми бемоль мажор, соль минор и до мажор).
Поставленная в Вене в мае 1786 года, «Свадьба Фигаро» выдерживает лишь девять представлений. Но уже в январе 1787-го ее ждет триумф в любимой Моцартом Праге. Осенью того же года Прага восторженно принимает моцартовского «Дон Жуана», а летом следующего 1788-го Моцарт в невероятно короткий срок (всего за два месяца!) создает три величайших симфонии. И все это на фоне постоянно растущих невзгод – денежного краха, болезни жены, смерти детей… Судьба посылает Моцарту – «сыну небес» – жестокие земные испытания.
Опера «Так поступают все», премьера которой состоялась в венском Бургтеатре 26 января 1790 года – меньше чем за два года до смерти Моцарта – на протяжении двух столетий оставалась в тени популярнейших «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и еще одного шедевра композитора – «Волшебной флейты». Лишь во второй половине ХХ века оживляется интерес к психологически достоверному, тончайшему художественному «исследованию» самого высокого человеческого чувства. «Так поступают все» – опера о мужском и женском непостоянстве, о превратностях любви и о ее могуществе…

  

В трех последних симфониях Моцарт смело глядит в будущее. Если знаменитая Cороковая соль минорная симфония предвещает романтика Шуберта, то до мажорная Cорок первая (к ней не случайно прилепилось неизвестно кем данное имя «Юпитер»!) полна поистине бетховенской силы и героики. Уже современники отметили в Симфонии до мажор яркое сочетание галантного и ученого стилей, изысканной утонченной мелодики с изощренной ее полифонической разработкой.
«Подобное изобилие красот … едва ли не утомляет душу и тем самым временами затушевывает эффект целого. И все же пожелаем блага художнику, единственная ошибка которого состоит в чрезмерном совершенстве» – вот один из характернейших отзывов современника Моцарта. Совершенство моцартовских шедевров не поблекло до сего дня.

Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход