Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Бориса Березовского (фортепиано)


Первый концерт 15-го абонемента

В программе:

Ференц Лист. «Венеция и Неаполь» из цикла «Годы странствий», Мефисто-вальсы, Трансцендентные этюды

Фредерик Шопен. Соната № 3, соч. 58

Биография Бориса Березовского >>

В его лице мы, несомненно, имеем дело с истинным наследником великих русских пианистов.
«Грамофон»

... Пианист, ослепляющий своей виртуозностью и пугающей силой игры.
«Таймс»

Борис Березовский – виртуоз московской выучки, с экстраординарной, сверхъестественной беглостью пальцев. Элегантен, несмотря на вечное отсутствие галстука на шее и некоторую небрежность манер... Присущая Борису беглость пальцев не прививается никакой, даже самой лучшей школой. Это дар от Бога, некое природное свойство организма. Нервные импульсы бегут от мозга к кончикам пальцев в несколько раз быстрее, чем у обычных людей, сообщая им невероятную подвижность и ловкость. Впрочем, пианизм Березовского примечателен отнюдь не только техникой и виртуозным владением клавишами.
Березовский слышит хорошо известные опусы немного иначе, чем остальные.
«Невское время»

Вы можете вообразить знаменитый «Революционный этюд» Шопена, исполняемый одной левой рукой? Трудно поверить, но я слышал это. И, как и остальные произведения, этюд был исполнен чрезвычайно музыкально. Как можно справиться с такой невероятно сложной технической задачей – один из секретов Березовского. Пять «Трансцендентных этюдов» Листа также были исполнены с предельным техническим совершенством. При этом Березовский двигался очень мало, и, благодаря своей невозмутимости, казался сконцентрированным скорее на самой музыке, заложенной в ней последовательности мыслей. А после нескольких, безупречно проинтонированных миниатюр, которые были исполнены на бис, стало ясно, что Березовский – один из величайших пианистов нашего времени.
«Айриш Таймс»

 

Ференц Лист. «Венеция и Неаполь», Мефисто-вальсы, Трансцендентные этюды 

Один из величайший пианистов, Лист совершил настоящую революцию в фортепианной музыке. До него фортепианный вечер перед тысячной аудиторией без участия оркестра и других солистов был чем-то неслыханным. Лист вывел фортепиано из салона на концертную эстраду, воодушевив фортепианных мастеров на создание больших концертных роялей, которых прежде не существовало.
"Этюды трансцендентного исполнения" имеют посвящение: "Карлу Черни с глубоким уважением от благодарного ученика". Лист начал работать над ними 14-летним подростком, а закончил лишь к 40 годам. В окончательной версии эти романтические поэмы оказались бесконечно далеки от этюдов Черни, которые юные пианисты терзают в музыкальной школе. Название "трансцендентные" означает не только исключительные, сверхчеловеческие технические трудности, но и намекает на столь культивируемую романтиками возвышенность, сверхъестественность их содержания.
Цикл "Годы странствий" написан под впечатлением путешествия по Швейцарии и Италии, когда 24-летний Ференц Лист романтически бежал из Парижа с графиней Мари д'Агу. Пьесы "Венеция и Неаполь" – Гондольера, Канцона, Тарантелла – появились как дополнение ко второму, итальянскому году. Композитор обработал мелодии трех песен: канцоны некого кавалера Перукини, канцоны гондольера из оперы Россини "Отелло" и народной неаполитанской канцоны. Блестящая фортепианная фактура служит не для демонстрации виртуозности, а для создания колорита, или скорее фантастической звуковой ауры вокруг итальянских мелодий.
Три "Мефисто-вальса" (1861, 1881, 1883) принадлежат к числу поздних произведений Листа. Образ Фауста сопровождал музыканта всю жизнь, его перу принадлежат "Фауст-симфония" по трагедии Гёте, обработки фрагментов из "Фауста" Гуно и "Осуждения Фауста" Берлиоза. "Мефисто-вальсы" вдохновлены поэмой "Фауст" уроженца Венгрии Николауса Ленау (1836), которая отличается утрированно романтической трактовкой темы. Неудивительно, что у Ленау злодей Мефистофель вышел ярче самого Фауста.
Анна Булычёва

  

Фредерик Шопен. Соната № 3

Соната № 3 – одно из последних сочинений Шопена. Она была написана летом 1844 года, когда композитор тяжело переживал смерть в Польше своего отца и утешился лишь с приездом любимой сестры Людвики.
Сонату отличает симфонический размах и вместе с тем строгость стиля. В ней не осталось следов прежде так любимых Шопеном салонных жанров, а романтическая фантазийность вводится в рамки классической формы. Это в высшей степени благородное, аристократичное сочинение с мужественным маршем в качестве главной темы первой части, прекрасной, вдохновленной итальянским бельканто, побочной темой и финалом – тарантеллой, выросшей до грандиозных масштабов.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход