Санкт-Петербург, Концертный зал

Юрий Башмет и камерный оркестр «Солисты Москвы»


Первый концерт 14-го абонемента

К 90-летию Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России

В программе:
Бенджамин Бриттен. Простая симфония
Джон Вулрич. Пробуждение Улисса
Бенджамин Бриттен. Слезы
Альфред Шнитке. Монолог
Йозеф Гайдн. Симфония № 104, ре мажор

На инструментах Антонио Страдивари

Солист и дирижер  – Юрий Башмет

Моцартовская одаренность Бенджамина Бриттена (1913–1976) не вызывала сомнений. Пяти лет он начал сочинять музыку. «Я помню свою первую попытку, – рассказывал он спустя много лет, – по всей странице были рассыпаны сотни точек, связанные длинными линиями, красивыми дугами… Дальнейшие мои попытки были больше связаны со звуком. Я начал играть на рояле и писал сложные по гармонии поэмы, каждая не дольше двадцати секунд…» К 14-и годам в его композиторском портфеле, помимо песен и пьес для фортепиано, значились полдюжины струнных квартетов, десяток фортепианных сонат, оратории… Разумеется, не все из этих юношеских опытов впоследствии пощадил композитор. Но когда миновали годы учения в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, который Бриттен окончил как композитор и как пианист, он обратился к своим первым шагам на композиторском поприще. В 1934 году он завершает «Простую симфонию», соч. 4.
В кратком предисловии к партитуре Бриттен сообщает: «"Простая симфония" создана на материале произведений, написанных композитором в возрасте 9–12 лет… В основном взяты отрывки без изменений, хотя развитие тем во многих местах новое. Партитура для струнного оркестра полностью сделана самим автором». В сносках к каждой части автор указывает источник, откуда заимствована та или иная музыкальная тема. Так уже на первой странице «Неистового бурре» в сонатной форме (бурре – старинный французский танец, наряду с другими танцами вошедший в XVII веке в состав инструментальных сюит) он помечает главную партию: «Из Сюиты № 1 для фортепиано, 1926 г.». Примечание к певучей побочной партии гласит: «Песня 1923 г.». Вторая часть симфонии «Игривое пиццикато» в трехчастной форме обрамляется темой Скерцо для фортепиано 1924 года. Средний раздел (трио) построен на материале Песни 1924 года. Медленная часть цикла «Сентиментальная сарабанда» основана на двух темах – суровой, напоминающей мелодику Генделя, теме из Сюиты № 3 для фортепиано 1925 года и грустном лирическом Вальсе для фортепиано 1923 года. «Веселый финал» заимствует главную тему из Сонаты № 9 для фортепиано 1926 года, а побочную – из Песни 1925 года. В целом, «Простая симфония» Бриттена свидетельствует об овладении молодым композитором оркестровым мышлением, инструментовкой и о вполне самостоятельном претворении классических форм.
Творчество Бриттена – несомненная вершина английского музыкального Возрождения ХХ века. Неслучайно поэтому его постоянное на протяжении всей жизни обращение к отечественной музыкальной традиции, в частности, к музыке «британского Орфея» – Генри Перселла (редакция оперы «Дидона и Эней», Вариации и фуга на тему Перселла для оркестра). В этом же ряду и Lacrymae («Слезы»), соч. 48 (1950), которые сам Бриттен определил как «отражения песни Джона Дауленда для альта и фортепиано» (авторская версия для альта и струнных). Дауленд – любимый композитор Шекспира, лютнист-виртуоз, автор сборника «Песен и арий» в сопровождении лютни и виолы да гамба, блистательный мастер елизаветинской эпохи. Цепь разнохарактерных вариаций – одна из часто используемых Бриттеном форм – сулит встречу с музыкой изысканной.

Примеру Бриттена следует и Джон Вулрич (род. 1954) – одна из знаковых фигур в современной английской музыке. Автор оркестровых и камерных опусов, сочинений для музыкального театра, Вулрич принадлежит к числу наиболее часто исполняемых сегодня композиторов. Достаточно сказать, что к настоящему времени «Пробуждение Улисса» (1989) насчитывает свыше 150 исполнений в десятках стран, благодаря музыкальным красотам оперы великого Монтеверди и искусной транскрипции Вулрича. По словам автора этой современной обработки, «есть две большие арии в самом начале оперы Монтеверди "Возвращение Улисса на родину": одну исполняет Пенелопа, другую – Улисс, пробудившийся ото сна на берегу родного острова. В моем "пересказе" альт поет партию Улисса».

  

Музыка Альфреда Шнитке (1934–1998) сегодня осознается нами как художественное выражение уже ушедшей, но еще не остывшей в памяти эпохи, как музыкальный дневник талантливейшего – не побоимся более обязывающего слова: гениального – современника, свидетеля второй половины ХХ века. И как всякое свидетельство большого Мастера, как Время, запечатленное в звуках, произведения Шнитке – выразим надежду – принадлежат уже Вечности. Сам композитор, говоря о других музыкантах, подчеркивал нравственную функцию музыки, видел в ней «ключ к преодолевающей краткость физической жизни – бесконечности жизни духовной».
Монолог для альта и струнного оркестра (1989) Шнитке посвятил другу и неизменному исполнителю своих произведений выдающемуся альтисту Юрию Башмету (четырьмя годами ранее ему же был посвящен Альтовый концерт, завоевавший тотчас неслыханную популярность). В первом исполнении Монолога участвовали 4 июня 1989 года в Бонне, в Бетховен-халле, ансамбль «Солисты Москвы», дирижер и солист Юрий Башмет. Строгий, суровый, по-гамлетовски экспрессивный, философски многозначительный Монолог так сродни музыкально преображенной речи, что порою кажется – «слово» это обращено к залу. Но вместе с тем это и самоуглубленная «внутренняя речь» (термин Е. Эткинда), и жаркая, истовая молитва.

В творчестве Йозефа Гайдна (1732–1809) симфония прошла путь от ранних, еще совсем непритязательных образцов (в буквальном переводе sinfonia – созвучие, услаждающее слух) до развитых драматургически цельных композиций. Гайдн установил незыблемый канон 4-х-частной симфонии, введя в нее любимый им менуэт – не жеманно-придворный, а грубоватый, простонародный. Он окончательно выработал форму сонатного аллегро для первой части симфонического цикла. Он приближает симфонию к широкой аудитории, обращаясь к разноплеменному фольклору Австро-Венгрии. Он расширяет масштабы жанра, каждая из симфоний приобретает индивидуальные черты. В особенности это относится к таким шедеврам, как последние двенадцать «Лондонских симфоний».
Отсюда уже рукой подать до героических взлетов Бетховена, до дерзких симфонических концепций романтиков. 104-я симфония ре мажор (1795) завершает грандиозный список свершений Гайдна в жанре симфонии – на два столетия, если не навсегда, утвержденном им в качестве величайшего музыкального жанра.

Иосиф Райскин

 

Генеральный партнер оркестра:  
Спонсор оркестра:  
Партнер оркестра:  
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход