В программе:
Бенджамин Бриттен. Простая симфония
Джон Вулрич. Пробуждение Улисса
Бенджамин Бриттен. Слезы
Альфред Шнитке. Монолог
Йозеф Гайдн. Симфония № 104, ре мажор
На инструментах Антонио Страдивари
Солист и дирижер – Юрий Башмет
Моцартовская одаренность Бенджамина Бриттена (1913–1976) не вызывала сомнений. Пяти лет он начал сочинять музыку. «Я помню свою первую попытку, – рассказывал он спустя много лет, – по всей странице были рассыпаны сотни точек, связанные длинными линиями, красивыми дугами… Дальнейшие мои попытки были больше связаны со звуком. Я начал играть на рояле и писал сложные по гармонии поэмы, каждая не дольше двадцати секунд…» К 14-и годам в его композиторском портфеле, помимо песен и пьес для фортепиано, значились полдюжины струнных квартетов, десяток фортепианных сонат, оратории… Разумеется, не все из этих юношеских опытов впоследствии пощадил композитор. Но когда миновали годы учения в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, который Бриттен окончил как композитор и как пианист, он обратился к своим первым шагам на композиторском поприще. В 1934 году он завершает «Простую симфонию», соч. 4. Примеру Бриттена следует и Джон Вулрич (род. 1954) – одна из знаковых фигур в современной английской музыке. Автор оркестровых и камерных опусов, сочинений для музыкального театра, Вулрич принадлежит к числу наиболее часто исполняемых сегодня композиторов. Достаточно сказать, что к настоящему времени «Пробуждение Улисса» (1989) насчитывает свыше 150 исполнений в десятках стран, благодаря музыкальным красотам оперы великого Монтеверди и искусной транскрипции Вулрича. По словам автора этой современной обработки, «есть две большие арии в самом начале оперы Монтеверди "Возвращение Улисса на родину": одну исполняет Пенелопа, другую – Улисс, пробудившийся ото сна на берегу родного острова. В моем "пересказе" альт поет партию Улисса». |
Музыка Альфреда Шнитке (1934–1998) сегодня осознается нами как художественное выражение уже ушедшей, но еще не остывшей в памяти эпохи, как музыкальный дневник талантливейшего – не побоимся более обязывающего слова: гениального – современника, свидетеля второй половины ХХ века. И как всякое свидетельство большого Мастера, как Время, запечатленное в звуках, произведения Шнитке – выразим надежду – принадлежат уже Вечности. Сам композитор, говоря о других музыкантах, подчеркивал нравственную функцию музыки, видел в ней «ключ к преодолевающей краткость физической жизни – бесконечности жизни духовной». В творчестве Йозефа Гайдна (1732–1809) симфония прошла путь от ранних, еще совсем непритязательных образцов (в буквальном переводе sinfonia – созвучие, услаждающее слух) до развитых драматургически цельных композиций. Гайдн установил незыблемый канон 4-х-частной симфонии, введя в нее любимый им менуэт – не жеманно-придворный, а грубоватый, простонародный. Он окончательно выработал форму сонатного аллегро для первой части симфонического цикла. Он приближает симфонию к широкой аудитории, обращаясь к разноплеменному фольклору Австро-Венгрии. Он расширяет масштабы жанра, каждая из симфоний приобретает индивидуальные черты. В особенности это относится к таким шедеврам, как последние двенадцать «Лондонских симфоний». Иосиф Райскин |
Генеральный партнер оркестра: | ||
Спонсор оркестра: | ||
Партнер оркестра: |