Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен. Концерт N 4 для фортепиано с оркестром
Бетховен. Симфония N 9


Сопрано – Виктория Ястребова
Меццо-сопрано – Надежда Сердюк
Тенор – Дмитрий Воропаев
Бас – Михаил Петренко 

 

Четвертый фортепианный концерт Бетховена создавался в 1805-06 гг. и был впервые исполнен самим композитором в марте 1807 года на закрытом музыкальном вечере князя Лобковица. Публичная премьера состоялась годом позже - 22 декабря 1808 года на концерте посвященном другу, ученику и покровителю композитора эрцгерцогу Рудольфу. За фортепиано вновь сидел автор, последний раз выступавший в качестве пианиста. Вскоре надвигающаяся глухота оборвала пианистическую карьеру Бетховена, и он целиком сосредоточился на композиции.
Музыкальный вечер 22 декабря был необычным: кроме фортепианного концерта и некоторых других произведений, на нем были впервые исполнены Пятая и Шестая симфонии Бетховена, а также его Хоральная фантазия. Увы, сочетание в одном концерте четырех крупных премьер стало тяжелым испытанием для публики. Симфонии и Хоральная фантазия не имели большого успеха, а премьера фортепианного концерта оказалась одновременно и его последним исполнением при жизни композитора.
Впрочем, в последнем во многом был «повинен» и сам автор: несложно заметить, что Четвертый фортепианный концерт носит гораздо менее «публичный» характер, чем это было принято во времена Бетховена. Это не столько традиционное соревнование солиста с оркестром, сколько их вдумчивый и напряженный диалог. Необычно уже само начало концерта, который вместо привычной в то время экспозиции оркестра начинается с безмятежно-лирического фортепианного соло. Это, конечно, не значит, что концерт вовсе не предоставляет солисту возможности блеснуть фортепианной техникой. Традиционная виртуозность полностью сохраняет свои права, она лишь не выступает на первый план, позволяя слушателю полностью погрузиться в светлый и пронизанный действенной энергией мир произведения.
Четвертый фортепианный концерт, как и многие другие незаслуженно находящиеся в тени опусы, был извлечен из забвения молодым Феликсом Мендельсоном, который исполнил его в Лейпциге в 1836 году. На этот раз концерт имел блестящий успех. Присутствовавший на его исполнении Роберт Шуман был так впечатлен сочинением и талантом интерпретатора, что по его словам «сидел на месте затаив дыхание и боясь пошевелиться».
 

Девятая Бетховена давно перестала означать только порядковый номер симфонии. Она стала именем собственным в ряду других величайших произведений мирового искусства, таких как, поэмы Гомера, «Божественная комедия» Данте, Мадонна Рафаэля, «Дон Кихот» Сервантеса, «Фауст» Гете, Высокая месса Баха... Она с предельной завершенностью выразила устремления своей эпохи, и в то же время провозгласила общечеловеческие идеалы, которым мы и по сей день верны. Она завершала творческий путь Бетховена симфониста и вместе с тем пролагала пути в будущее. Введя в симфонию поэтическое слово, Бетховен совершил глубоко новаторский шаг, поначалу ошеломивший современников. Для самого же композитора финал Девятой симфонии означал разрешение от бремени многолетних поисков музыкального воплощения шиллеровской оды «К радости». Именно так - не в виде песни, или отдельного хора, а в качестве финала Симфонии с хорами - так вскоре начнут называть Девятую - Бетховен прозрел, услышал за далью времени один из магистральных путей развития симфонии как жанра. Бетховен впервые призвал слово для того, чтобы «открыть мысль», философскую концепцию симфонии. Но главное, начиная с Бетховена, симфония, по меткому определению немецкого музыковеда Пауля Беккера, играет роль «светской мессы», сплачивающей в едином переживании слушателей в концертных залах, подобно тому, как воскресная месса объединяла прихожан в церкви. И не случайно гениально претворенная Бетховеном ода Шиллера «К радости» стала официальным гимном
Европейского сообщества - объединенной Европы. Не случайно она повсюду звучит апофеозом Свободы и Братства всего человечества. Девятая симфония Бетховена впервые была исполнена в Вене 7 мая 1824 года под управлением автора.
И. Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход