«Травиата»: провал и триумф
Сегодня трудно поверить, что опера, ныне любимая во всех концах света, сокрушительно провалилась на премьере. Первое представление «Травиаты» 6 марта 1853 года в Венеции в знаменитом театре «La Fenice» едва не закончилось скандалом. Часть публики злобно кричала и издевательски смеялась, выражая крайнюю степень возмущения свистом. На следующий день рецензент одной из газет писал: «Музыка вполголоса в последнем акте не слышна, ее заглушает смех публики». Сам Верди пишет другу: «"Травиата" вчера потерпела фиаско. Кто виноват - я или певцы?.. Время покажет». Композитор угадал лишь одну из причин: прославленная примадонна Ф. Сальвинии-Донателли обладала столь тучной фигурой, что поверить, будто ее Виолетта умирает от чахотки, было невозможно; тенор Грациани (Альфред) был простужен, баритон Варези (Жорж Жермон) плохо разучил свою партию... Если бы только это! Верди вывел на сцену героиню пьесы А. Дюма-сына «Дама с камелиями» - даму полусвета (по-итальянски, la traviata означает - падшая), сделав ее существом чистым и беззаветно любящим, противопоставив свою Виолетту лживому и испорченному «порядочному» обществу. Композитор сознавал на какой риск он идет: «Сюжет современный, - писал он другу, - иной не взялся бы за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков... Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием». Вот, если бы, следуя вековой традиции,
Верди обратился к любовным историям с участием нимф и купидонов, или по крайней мере перенес героев в отдаленную эпоху - «порядочное» общество скорее бы приняло новую оперу. Но когда вместо мифологических персонажей, вместо героев рыцарских романов - на сцене твои современники? Когда действие происходит не в древних руинах и не в средневековых замках? Когда герои щеголяют не в античных тогах и не в доспехах
крестоносцев, а одеты по последней парижской моде? Нет, увольте! Мы пришли в оперу, и желаем, чтобы все было «по-оперному»! (Забавно, заметим в скобках, сегодняшние режиссеры повально увлечены затеей переодевать всех оперных героев - от вагнеровских богов и шекспировских героев до персонажей Глинки и Мусоргского - в пиджачные пары и мини-юбки. Крайности сходятся!).
Через год, 6 мая 1854 года «Травиата» с триумфальным успехом прошла на сцене другого оперного театра «San Benedetto» в той же Венеции. Почти не изменив партитуру, Верди уступил вкусам меломанов-завсегдатаев оперы: действующих лиц «Травиаты» облачили в старинные костюмы. «Слава богу, это не мы!» - облегченно вздохнули «порядочные» люди. Не заметив главного, а вернее, незаметно для себя научившись главному в новой опере Верди - ее новому языку! Не в смысле радикальных изобретений в области гармонии или оркестровки - а в сути и достоинстве самой музыки, в естественности и органичности музыкальной речи, в правде чувств. Именно это заставило (научило!) публику сопереживать героине, превращающейся из в е щ и, которую можно купить - в человека любящего и страдающего. Именно это сделало «Травиату» оперой д л я в с е х - то есть абсолютным шедевром.
Иосиф Райскин