Сольный концерт" name="description" /> Сольный концерт" name="keywords" /> Сольный концерт" />
В программе – произведения Фредерика Шопена
I отделение Четыре экспромта | |||
Экспромт № 1, ля-бемоль мажор, соч. 29 Экспромт № 2, фа-диез мажор, соч. 36 Экспромт № 3, соль-бемоль мажор, соч. 51 Фантазия-экспромт до-диез минор, соч. 66 | |||
Баркарола фа-диез мажор, соч. 60 Полонез-фантазия ля-бемоль мажор, соч. 61 | |||
II отделение 3 мазурки соч. 59: | |||
Мазурка № 1, ля минор Мазурка № 2, ля-бемоль мажор Мазурка № 3, фа-диез минор | |||
Соната № 3, си минор, соч. 58 |
"В 4 часа к нам пришел замечательный человек - господин Шопен. Он дал первый урок Мари. Внешность его малоинтересна. Небольшого роста, худой, блондин, у него серые, довольно большие, слегка воспаленные глаза, крупный нос, рот маленький, со страдальческим выражением, - он, должно быть, очень нервный. Когда Мари, разбирая новую вещь, взяла фальшивую ноту, он застонал. ...Шопен необычайно приятен как учитель - каждую ноту объяснял на редкость тщательно и был удивительно доброжелателен. ...Мне не терпится услышать, как он играет свои произведения", - так в 1842 году свои впечатления от личности композитора описывала молодая русская графиня Елизавета Шереметева, которой посчастливилось в Париже взять несколько уроков у прославленного мастера. В отличие от своего современника, не менее прославленного пианиста Ференца Листа, пленявшего публику напором и ошеломительным исполнительским блеском, Фредерик Шопен привлекал гибкой и легко узнаваемой мелодикой, тонкой психологичностью, колоссальным внутренним драматизмом. Мало кому из композиторов удавалось передавать в музыке такие тончайшие оттенки и градации самых разных чувств. За небольшим исключением практически все произведения Шопена написаны для фортепиано, это тот инструмент, которому композитор поверял сокровенные тайны своей души. Не случайно многие современники называли его «поэтом фортепиано».
Фредерик Шопен работал практически во всех романтических фортепианных жанрах, некоторые из них вошли в ранг высокой классики и стали популярны именно благодаря нему. Неоднократно композитор обращался к танцевальным жанрам родной Польши, из которых самые популярные, конечно же, - Полонез и Мазурка.
Полонез (само название которого переводится как «польский») - торжественный танец-шествие в трехдольном размере и характерном упругом ритме с дроблением первой доли. Возникший в Польше около XV века как свадебный танец полонез стал определенным символом какого-либо торжественного мероприятия и, как правило, исполнялся в начале балов и празднеств.
Мазурка, название которой произошло от жителей Мазовии мазуров, у которых и возник этот танец, - обычно более подвижна, и не столь помпезна как Полонез. У Шопена и мазурка, и полонез становятся формой для собственных лирических размышлений и концепций, иногда это даже скорее фантазии на основе вышеуказанных танцевальных жанров, с внутренним драматизмом и рефлексией. Полонез-фантазия Ля бемоль мажор op.61 и три мазурки op.59 как раз и принадлежат к типу авторского переосмысления народных танцев, относятся к позднему периоду творчества композитора и вместе с Баркаролой Фа-диез мажор примыкают к одному из самых трагических сочинений Шопена, его Третьей сонате.
Соната для фортепиано №3 си-минор op. 58 была написана в 1844 году, практически сразу после того, как композитор получает известие о смерти своего отца. В сонате четыре части, драматургически и тематически тесно связанные между собою. Центральной частью, подобно как в ранее написанной Сонате №2 си-бемоль минор, становится третья часть Largo. После грозного, подобного неотвратимой судьбе, рокового вступления, на фоне мерной поступи нисходящих басов и повторяющихся аккордов звучит прекрасная мелодия, в которой возвышенная скорбь сочетается с просветленным умиротворением. Стремительный, мятежный финал сонаты - бушующий водоворот жизни, поглощающий и перемалывающий человеческие надежды и стремления.
Егор Ковалевский