Тарнопольский. "Маятник Фуко"
Тищенко. Реквием" name="description" /> Тарнопольский. "Маятник Фуко"
Тищенко. Реквием" name="keywords" /> Тарнопольский. "Маятник Фуко"
Тищенко. Реквием" />
Санкт-Петербург, Концертный зал

Бочихина. "Невский проспект"
Тарнопольский. "Маятник Фуко"
Тищенко. Реквием


В рамках фестивального цикла "Новые горизонты"

I отделение
Ольга Бочихина. "Невский проспект" (симфонический пролог)
«В истории о «Невском проспекте» мне показалась необычной возможность изобразить средствами оркестра жизнь широкой, большой улицы, ее шум, услышать ее собственное дыхание, ее ритм. В музыкальном смысле эта идея воплотилась в передаче движения. Движение может быть разным: от одиноко идущего человека до подвижности безличной массы. Звуковые массы представляют собой ту динамику движения, которое возникает на Невском проспекте в течение дня. Все сочинение я мыслила как единый поток звуков, переплавляющихся плавно или резко переходящих друг в друга. Движение звуковых масс то заполняет собой все пространство, то замирает и как бы останавливается, то взрывается и вновь устремляется к намеченной цели».
Ольга Бочихина

Владимир Тарнопольский. "Маятник Фуко"
«Маятник является для меня символом бинарных оппозиций мироздания и эта идея лежит в основе сочинения. Я попытался построить свою пьесу на основе сопоставления двух различных типов музыки: музыки-дыхания и музыки-механизма и, соответственно, двух типов времени - континуального, волнообразного (I раздел) и равномерно механического (II раздел). Дыхание персонифицирует здесь "человеческое", механистическое же связано с идеей очуждения. Для меня было особенно интересно исследовать звуковые процессы зарождения и становления каждого типа музыки, а также проследить перетекание одного в другое».
Владимир Тарнопольский

 

II отделение
Борис Тищенко. Реквием

Сопрано –  Ирина Васильева
Тенор –  Александр Тимченко

Часть I. Requiem. I. He под чуждым небосводом. 2. Перед этим горем гнутся горы. 3. Уводили тебя на рассвете. 4. Это было, когда улыбался только мертвый. 5. Тихо льется тихий Дон. 6. Нет, это не я...
Часть II. Stabat Mater. 7. Показать бы тебе, насмешнице. 8. Семнадцать месяцев кричу. 9. Легкие летят недели. 10. К смерти. 11. Приговор. 12. Распятие. 13. Уже безумие крылом...
Часть III. In memoriam. 14. Узнала я, как опадают лица (Эпилог). 15. Опять поминальный приблизился час (Эпилог)
Amen ("И если когда-нибудь в этой стране...")

Реквием на слова одноименного поэтического цикла Анны Ахматовой - одно из самых грандиозных творений Бориса Тищенко. Его создание стало для композитора своего рода творческим подвигом, подобным тому, который совершила Анна Ахматова, написав свой знаменитый цикл.
С Анной Ахматовой композитор познакомился в 1962 году, а в 1966 году, безо всякой надежды услышать свое произведение исполненным, написал Реквием на слова великой поэтессы. Реквием ждал своей премьеры 23 года и впервые прозвучал в Большом зале Ленинградской филармонии 23 июня 1989 года, на вечере, посвященном столетию со дня рождения Анны Ахматовой.
Сочинение Бориса Тищенко принадлежит к типу так называемых свободных Реквиемов, следующих духу указанного жанра, а не внешней форме. В нем нет привычных названий частей католической заупокойной мессы, нет даже привычно-ожидаемого хора и всего два солиста - сопрано и тенор - противостоят оркестру. Несмотря на внешнюю монументальность, тищенковский опус оказывается камерным по своей сути. Грандиозный тройной состав оркестра с фортепиано, челестой и массой ударных инструментов трактуется как огромный ансамбль. Композитор мастерски пользуется оркестровой палитрой: линии, точки и мазки оркестровых тембров создают выразительную красочную картину, на фоне которой пульсирует поэтическое слово. Где-то оркестр умолкает вовсе: например, в выразительном дуэте a capella «Тихо льется Тихий Дон». А в заключительном «Amen» остаются только струнные инструменты, теплый и живой тембр которых наиболее близок человеческому голосу. Струнные звучат как большой хор, сопровождающий последние слова солистов. В музыкальном воплощении поэтического текста Борис Тищенко в целом соблюдает последовательность частей ахматовского цикла, лишь иногда изменяя последовательность глав.
Егор Ковалевский

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход