Санкт-Петербург, Концертный зал


"Зеркало в зеркале"
Камерная музыка ХХ века для трио и дуэтов


II фестиваль "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ"

В программе:

Галина Уствольская.  Трио для  кларнета, скрипки  и фортепиано
Альбан Берг.  Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, op. 5
Антон Веберн.  Вариации для фортепиано в 3-х частях,  op. 27
Арнольд Шёнберг.  Фантазия для скрипки c фортепиано,  op. 47
Арво Пярт.  «Зеркало в зеркале» для кларнета и фортепиано
Валентин Сильвестров.  «Постскриптум», соната для скрипки и фортепиано
Бела Барток.  Цикл «Контрасты» для фортепиано, скрипки и кларнета

 <Алексей Любимов> 

Алексей Любимов (фортепиано)
Народный артист России
Лауреат международных конкурсов

Алексей Любимов окончил Московскую консерваторию, где учился у Г. Г. Нейгауза и Л. Н. Наумова. С 1975 года – солист Московской филармонии, а также создатель и руководитель ряда камерных ансамблей, среди которых коллективы "Музыка – ХХ век" и "Московский квартет-барокко". Одним из первых в России начал исполнять в концертах западных и отечественных композиторов-авангардистов (Шёнберг, Веберн, Штокхаузен, Кейдж, Булез, Денисов). С 1968 года Алексей Любимов преподает в Московской консерватории, а с 1997 года является деканом основанного им факультета исторического и современного исполнительского искусства. Основная задача этого факультета – изучение и культивация традиций "аутентичного исполнения", преданным адептом и большим специалистом которого является сам Алексей Любимов. С 1998 года пианист также является профессором университета "Моцартеум" в Зальцбурге (Австрия).

 Александр Тростянский 

Александр Тростянский (скрипка)
Заслуженный артист России
Лауреат международных конкурсов

Александр Тростянский – выпускник Московской государственной консерватории (класс И. В. Бочковой). Участвовал в фестивалях "Московская осень", "Декабрьские вечера", "Musik im Michel" (Гамбург), международном фестивале им. О. Кагана (Кройт, Германия) и многих других. Осуществил ряд записей на Радио-1 и Радио "Орфей", а также выпустил CD в сотрудничестве с звукозаписывающими компаниями Vista Vera, Chandos, Dowani, Egan Records и Naxos. География выступлений артиста обширна и включает многие города России и других стран мира. В его репертуаре более двадцати концертов для скрипки с оркестром, большое количество камерной музыки, произведений композиторов XX в., некоторые из которых ему посвящены.
Александр Тростянский сотрудничает с такими музыкантами, как Алексей Любимов, Александр Рудин, Наталья Гутман, Юрий Туровский, Александр Мельников, Наталия Трулль и Рустам Комачков.

 <Кирилл Рыбаков> 

Кирилл Рыбаков (кларнет)
Лауреат международных конкурсов

Кирилл Рыбаков с золотой медалью закончил Парижскую консерваторию и с отличием – аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, а также Фрайбургскую государственную академию музыки (Германия). Как солист и партнер по камерному ансамблю выступал с Алексеем Любимовым, Терри Райли, Мариель Нордманн, Александром Рудиным, Андресом Мустонненом и Алексеем Володиным. Принимал участие в фестивалях "Декабрьские вечера", "Потсдам Сансуси", "Фестиваль Берлинской Филармонии", "Шлезвиг-Гольштейн", "Фестиваль памяти Олега Кагана в Кройте" (Германия), "Фестиваль камерной музыки в Кухмо" (Финляндия), "Фестиваль старинной музыки в Утрехте" (Голландия), "Фестиваль барочной музыки в Таллинне", "Culturscapes" Базель, "ECLAT" фестиваль современной музыки в Штутгарте и многих других. С 2003 года Кирилл Рыбаков ведет класс кларнета в Московской консерватории.

  

 

Трио, созданное по инициативе известного пианиста Алексея Любимова, объединяет разносторонних музыкантов, индивидуальности которых ярки и несхожи. Алексей Любимов известен оригинальными прочтениями классических и барочных произведений, Александр Тростянский более склонен к позднеромантической музыке, а Кирилл Рыбаков тяготеет к новейшей музыке XX века и джазу. Однако все музыканты в равной мере увлечены сочинениями современных композиторов и классиков XX века, среди которых  Барток, Стравинский, композиторы нововенской школы.
В 2006 году коллектив записал диск под названием Misterioso (компания ECM, Мюнхен) . В этот диск вошли произведения Валентина Сильвестрова, Арво Пярта и Галины Уствольской. Это событие вызвало большой резонанс, было отмечено положительными отзывами в прессе и стало ярким импульсом к развитию концертной деятельности коллектива.
Сейчас трио активно гастролирует в городах России, а также в Бельгии, Голландии, Испании и Германии.

 

Берг – вдохновенный лирик, сохранивший в ХХ веке романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических спадов и нарастаний, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляет специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.

Валентина Холопова

 

Пока Антон фон Веберн был жив... он для общественного сознания был или пугалом, или побочным, сторонним явлением. Пугалом – из-за краткости большинства сочинений, краткости, вызывающей шок, ибо она оставляла слушателя наедине с тишиной прежде, чем он начинал вообще что-то воспринимать; из-за своей афористической фактуры эта музыка отказывалась сопровождать его в пути по конкретно чувственным и широко развернутым контекстам... Идея Веберна – это идея абсолютного лиризма: попытка растворить в чистом звучании субъекта всю материальность музыки, все объективные моменты музыкальной структуры, чтобы не осталось и следа чего-то противоположного субъекту, чуждого ему, им не ассимилированного.

Теодор Адорно

 

Арнольд Шёнберг вошел в историю музыки XX в. как создатель додекафонной системы композиции. Но значение и масштаб деятельности австрийского мастера не исчерпываются этим фактом. Шенберг был разносторонне одаренной личностью. Он был блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду современных музыкантов, среди которых такие известные мастера, как А. Веберн и А. Берг (вместе со своим учителем они образовали так называемую нововенскую школу)... Творчество Шенберга тесно связано с музыкальным экспрессионизмом. Оно отмечено той напряженностью переживаний и остротой реакции на окружающий мир, которые характеризовали многих современных художников, творивших в атмосфере встревоженности, предчувствия и свершения страшных социальных катаклизмов... Пожалуй, самая близкая аналогия личности Шенберга – современник композитора писатель Ф. Кафка. Так же, как в романах и новеллах Кафки, в музыке Шёнберга обостренное жизневосприятие сгущается порой до лихорадочных наваждений, изощренная лирика граничит с гротеском, превращаясь в душевный кошмар наяву.

Тамара Левая

 

Галина Уствольская (1919–2006)
Выпускница Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс композиции Д. Д. Шостаковича). Музыка Уствольской уникальна и в буквальном смысле ни на что не похожа – она чрезвычайно экспрессивна, сурова и исполнена трагическим пафосом при аскетичности выразительных средств.
Главная область творчества композитора – камерно-инструментальная музыка (хотя, по словам самой Уствольской, ее сочинения "не являются камерной музыкой даже в том случае, если речь идет о сольной сонате"). Среди ее сочинений – Соната для виолончели с оркестром N 1, шесть фортепианных сонат, пять симфоний (среди которых Вторая, Третья и Четвертая написаны на тексты немецкого монаха-музыканта XI в. Германа Расслабленного), Композиция N 1 Dona nobis pacem для флейты-пикколо, тубы и фортепиано, Композиция N 2 Dies irae для восьми контрабасов, ударных и фортепиано, Композиция N 3 Benedictus, qui venit для четырех флейт, четырех фаготов и фортепиано и многое другое.
Галина Уствольская – лауреат Гейдельбергской премии за достижения в области искусства (1992).

 

Арво Пярт (р. 1935) – эстонский композитор. В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции. В ранних произведениях следовал эстетическим нормам реализма, однако вскоре обратился к серийной технике (Perpetuum mobile) и технике коллажа (Симфония N 2, Pro et contra для виолончели с оркестром). С начала 1970-х гг. Арво Пярт активно занимался изучением грегорианского пения и средневековой полифонии, что во многом определило направленность его дальнейшей творческой эволюции.
В середине 1970-х гг. композитор пришел к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах – трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда; Арво Пярт назвал его tintinnabuli (лат. "колокольчики") и охарактеризовал как "бегство в добровольную бедность". Первые же произведения, созданные в этом стиле, – Arbos, Fratres, Summa, Tabula rasa, Cantus памяти Бриттена для колоколов и струнных – принесли Арво Пярту мировую известность и исполняются весьма широко, в т. ч. в позднейших авторских редакциях. Стиль tintinnabuli был развит Пяртом в многочисленных партитурах, проникнутых возвышенным религиозным духом. Среди самых значительных из них – Pan intervallo для 4 блокфлейт или органа, De profundis для мужского хора и органа, Passio Domini nostri Jesu Chnsti secundum Joannem ("Страсти по Иоанну" на латинский текст) для солистов, хора, 4 инструментов и органа, Stabat mater для 3 голосов и струнного трио, Те Deum для 3 хоров, струнных и магнитофона, Magnificat, "Богородице Дево" для хора a cappella, Берлинская месса для хора и органа или струнных и "Канон покаянен" для хора a cappella.

 

Валентин Сильвестров
Валентин Сильвестров – народный артист Украины, лауреат премии Сергея Кусевицкого, лауреат премии Тараса Шевченко. В 1963 году окончил Киевскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композиции у Бориса Лятошинского.
Основное направление композитора связано с авангардными течениями современной музыки. Весь спектр авангардных средств реализован в Третьей симфонии ("Эсхатофония"), "Мистерии" для альтовой флейты и ударных, "Элегии" для фортепиано. Также в значительной степени экстравагантный облик произведений Сильвестрова обусловлен приемами инструментального театра ("Драма" для скрипки, виолончели и фортепиано, "Медитация" для виолончели и камерного оркестра). Новым этапом творчества композитор называет обращение к "метафорическому" стилю в русле нового традиционализма и неоромантизма – таковы "Китч-музыка" для фортепиано, вокальный цикл "Тихие песни", а также кантаты и вокальные циклы на стихи классических поэтов.
Несмотря на то, что творческий путь Валентина Сильвестрова сопровождался острой полемикой, его музыка завоевала широчайшее признание отечественного и зарубежного слушателя. Произведения Сильвестрова с большим успехом исполняются в США, Англии, Голландии, Финляндии, Германии, издаются крупнейшими европейскими и американскими издательствами, среди которых Hans Sikorski, Busi & Hawks, G. Schirmer Inc., Ricordi, Universal Edition, Nouvelle Socintu, Edition Peters и некоторые другие.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход