(2е действие оперы)" name="description" /> (2е действие оперы)" name="keywords" /> (2е действие оперы)" />
Санкт-Петербург, Концертный зал


Оливье Мессиан. Вознесение
Пьер Булез. Нотации I-IV
Родион Щедрин. "Лолита" (2е действие оперы)


Открытие II фестиваля "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ"
Оркестровый цикл "Вознесение" (1933) – знаковое сочинение, так как в нем впервые получила воплощение идея, которая станет основной для всего последующего творчества французского мастера: идея восхождения как символ духовного возвышения верующего. Четырехчастная композиция, значение частей вызывают определенные аналогии с традиционным симфоническим циклом, однако слушатель не обнаружит здесь привычных приемов симфонического развития. Торжественная сдержанность "Вознесения" обусловлена его замыслом: не внешняя драма, но внутреннее состояние, события духовной жизни определяют характер этого сочинения.

Религиозную направленность подчеркивает и авторский подзаголовок произведения – "медитации". Медитация (в значении размышления или комментария) – лейтжанр творчества французского композитора, можно сказать, его творческий метод, присутствующий в различных ипостасях в музыке Мессиана.
Литургическая атмосфера в "Вознесении" создается также благодаря использованию видоизмененных церковных напевов, гибкой ритмике, ведущей свое происхождение от грегорианского пения, величественным хоральным эпизодам. Идея восхождения воплощается и на звуковысотном уровне: каждая часть звучит на полтона выше предыдущей, а завершается сочинение неустойчивой гармонией, словно продлевающей музыку в бесконечность – вечность Небесной жизни. Эта устремленность ввысь сообщает композиции цикла сходство с конструкцией готических соборов, которыми так восхищался Мессиан. Таким образом реализуется мечта французского мастера, желавшего "произвести своеобразное богослужение в концертном зале" и расширить духовное пространство за пределы церкви.

Надежда Кулыгина

 

 

"Четыре нотации" Пьера Булеза написаны в 1987 году по заказу Парижского оркестра. Это произведение представляет собой оркестровую сюиту, созданную на основе его юношеского сочинения "Двенадцать нотаций" (1945). Композитор отобрал первые четыре пьесы своего сочинения и расположил их в последовательности 1-4-3-2. Новый вариант произведения оказался необычайно удачным. Как пишет Дмитрий Смирнов, "Булез подвергает пьесы значительной переработке, дает каждой мельчайшей детали разрастись "расцвести" и отразиться с самых различных ракурсов, словно в многостворчатом зеркале в, в пышной палитре грандиозного симфонического оркестра из 114 исполнителей. По жанру "Нотации" – что-то в роде цикла прелюдий или багателей, экспромтов или музыкальных моментов, интремеццо или каприсов, новеллет или арабесок, мимолетностей или микрокосмоса. Слово "нотация", предпочтенное Булезом и имеющее подчеркнуто абстрактный характер, как бы заостряет наше внимание на самом нотном тексте, стараясь отвлечь от любых поэтических ассоциаций. Однако сама музыка спорит с этим, обладая весьма широким спектром ассоциативности... Все пьесы очень контрастны по характеру, богаты яркими музыкальными образами и неожиданными поворотами. Их эстетика – это как бы австрийский экспрессионизм сквозь призму французского импрессионизма".

Екатерина Юсупова

 

 

Опера Родиона Щедрина "Лолита" по одноименному роману Владимира Набокова была впервые поставлена в Стокгольме 14 декабря 1994 года под руководством Мстислава Ростроповича. Либретто оперы создано самим Родионом Щедриным на русском языке, для премьерной постановки переведено на шведский, а впоследствии – и на английский язык. В России премьера "Лолиты" состоялась в Пермском театре оперы и балета 12 мая 2003 года.
Родион Щедрин определяет жанр своего сочинения как как "grand opera в трех актах". Основная коллизия оперы связана с действиями четырех персонажей — Лолиты, Гумберта Гумберта, Шарлотты и Куильти – циничного прожигателя жизни, которого убивает Гумберт. Роман Набокова "Лолита" имеет скандальную историю. После выхода в свет этого сочинения его автор обвинялся в безнравственности, а во Франции роман был объявлен порнографическим. Но именно "Лолита" принесла Набокову всемирную известность. По мнению Щедрина "сюжет "Лолиты" – замечательный триллер, который так и просится в оперу". Однако главным для композитора стало не скандальное содержание романа, а его моральная сторона – нравственная коллизия в душе главного героя. Не случайно в опере действие разворачивается как бы сквозь призму воспоминаний самого Гумберта Гумберта, сидящего в тюремной камере и ожидающего смертной казни. В одной из радиопередач Родион Щедрин сказал, что "Лолита" для него – это "роман об очень быстро исчезающей красоте, о ностальгии по красоте. Для меня это больше символ. Для меня Лолита в меньшей степени живое существо, больше – обобщенный образ мимолетной, увы, не вечной красоты".

Егор Ковалевский
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход