07.09.2012

Мариинский балет в Эдинбурге

       

 

На родину гольфа, в страну вересковых нагорий, зеркальных озер и зеленых лугов, где пасутся стада диких овец, где мужчины в клетчатых килтах, беретах с помпонами и шерстяных гольфах соревнуются в перетягивании каната, метании булыжников и совершают забег по горам, а играют на волынке также виртуозно, как готовят котлеты из желудков ягнят и варят золотой виски, а женщины красят волосы в цвета радуги, – сюда раз в году со всего мира стекаются студенты, путешественники и просто жадные до искусства – от всеядных любителей до строгих эстетов. В это время столица Шотландии, наводненная толпами артистов и зрителей, погружается в музыку, танец, стихи и драму, и начинает пахнуть ароматами экзотических стран. На улицах постоянно что-то жарится, варится, печется и пенится. И даже если ты не купил билет на представление, не читаешь газет и афиш, и понятия не имеешь, что за время года, и что собой представляет Эдинбургский фестиваль, тебе не удастся пройти мимо, потому что сам город превращен в карнавал культур, а ты помимо своей воли уже стал его элементом. Так что вне зависимости от социального статуса, национальной принадлежности, сексуальной ориентации и политических убеждений, “you are welcome to join” – присоединяйтесь!

В этом году фестиваль проходил в свете лондонских Олимпийских игр и избрал своим Почетным Президентом титана музыкального Олимпа Валерия Гергиева, который решил удивить публику не только симфонической программой, но и впервые привез в Эдинбург легендарный Мариинский балет. Из всех многочисленных сокровищ театрального репертуара была выбрана «Золушка» Сергея Прокофьева в яркой новаторской хореографии Алексея Ратманского с его «иносказательной, почти классической геометрией», по справедливому определению газеты «Гардиан». И город благородной вулканической породы захватило волшебство.

Шотландцы любят свою Королеву не менее чем другие британцы. Гимн в ее честь играли и во время заключительного фестивального фейерверка. Для шотландцев монархия – из разряда сказки наяву, для каждого своей. И поэтому история о «Золушке» для кого-то может быть изначально неприемлемой, как сама возможность случайной иерархической смены, тогда как для большинства она олицетворяет свободу и ту незыблемую систему ценностей, за которую Эдинбургский фестиваль боролся на протяжении 66 лет своего существования.

Эдинбург в буквальном смысле утонул в объятиях русской культуры. По городу кругом были развешены постеры либо «Анны Карениной» – нового голливудского блокбастера, либо «Золушки» Мариинки. Кроме того, на фестивале выступал московский драматический театр «Лаборатория Дмитрия Крымова», а бразильский коллектив Деборы Колкер привез балет под названием «Татьяна» по мотивам «Евгения Онегина».

Несмотря на то, что политикой фестиваля является межцивилизационность, неформальность и общедоступность, стоимость билетов на спектакли Мариинки превышала стоимость на гастроли других балетных компаний, которые проходили также в последнюю неделю фестиваля – а именно, нью-йоркского Джуллиардского балета и танцевальной компании Батшева из Израиля. При этом билеты на все четыре мариинских «Золушки» были распроданы задолго, и Фестивальный театр каждый раз вмещал около двух тысяч человек.

Коллектив привез два состава солистов – Диана Вишнева танцевала с Игорем Колбом, а Екатерина Осмолкина с Александром Сергеевым. Мариинским оркестром все четыре спектакля дирижировал маэстро Гергиев.

Первый день гастролей – 30 августа – был самым волнительным и собрал все сливки шотландского общества. Золушка в исполнении Дианы Вишневой попала на бал-смотрины, где ее оценивали, разинув рты, столетние дамы в бриллиантах и туалетах от Dior, а их не менее юные кавалеры смиренно кивали и читали для них программки.

Когда на сцену вышла русская красавица в шерстяных гольфах и легком прозрачном сарафане, а за ней показались карикатурные сестры и мачеха, публика пришла в некоторое недоумение, видимо, ожидая от Мариинки классики и пачек, с чем зачастую у западной публики и ассоциируется русский балет. А кто-то ждал Принцессу из комиксов. И Золушке пришлось в прямом смысле продираться сквозь пелену стереотипов чопорных театралов, на их глазах перевоплощаясь из неказистой девчонки в неподдельную аристократку, в чистоте голубой крови которой ни у кого не осталось сомнений. Нежная, хрупкая, глубоко лирическая, она являла собой парящий над сценой невесомый шелк. Влюбленная в поэзию прокофьевской музыки Вишнева танцевала Золушку-Ассоль, бегущую по волнам Северного моря. И ее встречали приветливые, с большими лазоревыми глазами «росомахи» с галерки и их веселые дети, и бриллиантовым дамам ничего не оставалось, как признать истинную драгоценность, а ветхим кавалерам – только молча снять шляпы.

Екатерина Кондаурова в образе мачехи превзошла саму себя по темпераменту и накалу, изобразив бесподобную рыжую бестию, удивительным образом сочетая в своем ведьминском танце угловатые движения и ломанные линии с ловкими прыжками, как у пантеры.

Критики были буквально «ослеплены» оркестром под руководством Гергиева и Золушкой Вишневой, выступившей также под занавес гастролей 1 сентября. Мэри Бреннен, балетный критик шотландской газеты «Геральд», смотрела два состава солистов. В первый раз она была на спектакле в Петербурге на фестивале «Звезды белых ночей», и ее пленил Принц в исполнении Александра Сергеева, на открытии мариинских гастролей в Эдинбурге она была зачарована развитием любовной линии Принца и Золушки (Колба и Вишневой), и особенно ее захватила искренность и естественность пластического языка.

Светской частью визита Вишневой стало ее участие во вручение приза шотландской газеты «Геральд» – «Ангелы “Геральд”». Эта награда присуждается лучшим представлениям прошедшей фестивальной недели, и вручает его победителям один из звездных участников фестиваля. На этот раз короновала «ангелов» русская Золушка.

Анонимный блоггер мистер Скетчер (буквально – Зарисовщик) зарисовал спектакль специально для сайта фестиваля, сопроводив картинки забавным комментарием. Впервые посетив балет, автору посчастливилось отправиться в «магическое путешествие» и увидеть, как «сцена взорвалась от красок драмы и эмоции».
Анастасия Гриб

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход