В преддверии концерта 19 июля, в котором будут исполнены концертная увертюра Дворжака «Карнавал», сочинение Kalkadungu Мэтью Хиндсона и Уильяма Бартона для диджериду с оркестром (солист – Уильям Бартон) и Третья («Героическая») симфония Бетховена, австралийский дирижер Дэниэл Смит рассказал о программе концерта и необычных моментах, которые ожидают его слушателей.
– Во время Ваших прошлых выступлений в Петербурге, Вы дирижировали концерты, программы, которых были составлены целиком из сочинений Моцарта и Равеля, а теперь в программу концерта 19 июля включены три произведения, каждое из которых разделяет почти столетие. Что для Вас, как для дирижера, представляется самым трудным в этой программе, и в чем заключалась основная идея при составлении такой программы?
– Основную сложность для всех, кто играет в оркестре, а также для меня как дирижера представляет необходимость быстро адаптироваться к стилю каждого из трех сочинений, особенно во время концерта. Самое главное, что от меня потребуется переключать внимание с одного сочинения на другое, и дирижируя одним из сочинений, мысленно уже быть готовым к работе над следующим, при этом не теряя концентрации на том сочинении, которое исполняется в данный момент. Произведения в программе подобраны таким образом, что концерт открывается светлыми и спокойными мотивами, но затем музыка постепенно становится все более напряженной и эмоционально насыщенной. Поэтому один из основных принципов, в соответствии с которым составлялась программа – поддержание энегии и эмоционального градуса музыки на протяжении всего концерта.
– Насколько удачно, на Ваш взгляд, Kalkadungu сочетается с другими произведениями в программе концерта – концертной увертюрой Дворжака «Карнавал» и Третьей («Героической») симфонией Бетховена?
– Исполнение сочинения Kalkadungu в программе этого концерта было запланировано изначально. В нем отражены трагические моменты из истории Австралии. Вместе с сочинениями Дворжака и Бетховена в этом концерте я хочу показать общее настроение жизни. Такое настроение сразу показано в первом сочинении, которое откроет программу концерта – «Карнавал» Дворжака рассказывает нам о праздновании идеи жизни, хотя в середине этого сочинения есть моменты, когда появляются ноты грусти. Затем концерт продолжится сочинением Kalkadungu, которое начинается с грустного настроения, затем отражает моменты борьбы и сражения, но в развитии переходит к торжеству идеи надежды на лучшее. Затем, «Героическая» Бетховена открывается как раз с такой же идеей, во второй части симфонии чувствуется увядание и настроение личной депрессии, которую испытывал композитор, но затем симфония завершается грандиозным финалом. Таким образом, программа концерта построена вокруг идеи жизни человека, торжества человеческого духа и различных эмоций, которые человек может испытывать.
– Что в сочинении Kalkadungu больше всего удивит слушателя, пришедшего на концерт?
– Конечно, прежде всего, сам инструмент диджериду! Уильям Бартон – один из выдающихся музыкантов мира, играющих на диджериду. Этот инструмент стал появляться в концертах в сочетании с оркестром совсем недавно – для диджериду и оркестра написано не так много сочинений. Слушатели концерта будут шокированы (в хорошем смысле) звучанием оркестра, поскольку австралийская музыка существенно отличается от той музыки, которую обычно исполняют классическим составом оркестра. Kalkadungu – современное сочинение, написанное в расчете на особые выразительные средства. Звуки австралийских животных будут исполняться не только на диджериду, но также и на привычных инструментах оркестра. В этом сочинении также задействованы инструменты, которые не встречаются в оркестре – например, ветки эвкалиптовых деревьев.
– Если Вы планируете программу своего следующего выступления с оркестром Мариинского театра, то хотели бы включить какое-нибудь сочинение русского композитора, и если да, то какое?
– Прежде чем я впервые побывал в России, конечно, я всегда любил русскую музыку, но, думаю, вряд ли понимал ее полностью, поскольку у меня не было практического опыта изучения русской культуры и общения с людьми в России. Каждый раз, когда я бываю в России, я узнаю все больше. Я думаю, что если бы мне представилась возможность продирижировать русскую музыку, то я хотел бы показать ее интерпретацию в том виде, как она может восприниматься мной, как иностранцем. Я хотел бы дирижировать симфонии Чайковского, в особенности, Четвертую, Пятую и Шестую. Я дирижирую много музыки Чайковского за пределами России, и музыка этого композитора словно переносит меня в другой мир, и поэтому продирижировать сочинения Чайковского в России будет для меня большой привилегией.