04.03.2015

Композитор Андрей Головин – о сюите «Бемби» и не только о ней

13 и 14 марта в рамках XV Международного фестиваля балета «Мариинский» состоится премьера балета «Бемби» на музыку Андрея Головина.


Что вас зацепило в «Бемби»? Судя по списку сочинений – вы любите серьезные сюжеты, и вдруг – музыкальная сказка…
– Это вовсе не сказка, а история с серьезным и глубоким смыслом. Посмотрите, как развивается сюжет: рождается маленький олененок, он входит в очень опасный мир. Он взрослеет, у него появляются друзья. Он сталкивается с человеческой жестокостью – от выстрелов охотников гибнет его мать. Потом к герою приходит любовь, у него рождаются дети, он встречается со своим отцом, старым вожаком, и в конце становится вожаком сам. А через какое-то время уже другой олененок смотрит на вожака Бемби с восхищением. И все – круг замкнулся.
«Бемби» – это история о любви, смерти, утрате, развитии рода, передаче опыта от старших поколений к младшим – то есть о самых важных вопросах человеческой жизни. Я не воспринимаю «Бемби» как историю о животных. Это просто герои, которые проживают свою жизнь и которые в данном случае оказались оленями.


Это музыка для детей или для взрослых?
– Как и любое произведение искусства, она имеет много уровней, и каждый может найти в ней что-то важное для себя, в том числе и ребенок.


Как получилось, что «Бемби» стал балетом? Как вы к этому относитесь?
– Это долгая история. Сочинение было написано в 1980 году, ему ровно 35 лет. Поводом к написанию стал заказ от фирмы «Мелодия», которая тогда выпускала серию пластинок с музыкальными сказками. Я начал работать и в итоге написал много музыки – сказка вышла на двух пластинках.
Я показывал эту работу многим коллегам, и все говорили, что музыка замечательная и жалко будет, если она пропадет. Как это обычно бывает, советовали сделать сюиту. Я последовал их совету – правда, не сразу, а через 12 лет. Что забавно, так это то, что у сюиты хорошая исполнительская история. Она три раза звучала во Франции, и вообще ее любят в этой стране. Один раз я дирижировал ею в Руане, а совсем недавно, в январе 2014 года, в Региональной консерватории Парижа был поставлен спектакль по сюите. Дети разыгрывали сказку Зальтена, и она периодически перемежалась музыкальными номерами. Получился большой двухчасовой спектакль.
У нас в стране музыка к «Бемби» также звучала неоднократно, и каждый раз я дирижировал сам.
Что касается балетной версии: после написания музыки у меня было одно предложение о ее использовании для постановки балета. Даже была начата работа, но по разным причинам не была доведена до конца.
Интересно, как это будет сделано сейчас. Дело в том, что сюита представляет собой последовательность небольших пьес, каждая из которых представляет собой небольшое самостоятельное произведение. Как все это будет реализовано на сцене – для меня большая интрига...


Получается, что это единственный балет на вашу музыку?
– Так и есть. Театральная музыка всегда пишется на заказ, а на музыку для балета как-то не поступало предложений. Хотя вообще по заказу я не очень люблю работать, потому что пишу не быстро.


Насколько при сочинении для вас важен внешний импульс – от сюжета, идеи? Или же музыка рождается независимо ни от чего?
– Сначала всегда идет музыка. Я думаю, что должна быть очень содержательная музыкальная идея в основе любого сочинения, прежде чем оно начнет произрастать, появляться.


Сложно ли вообще быть композитором в XXI веке? Вы пишете традиционную музыку традиционными средствами. Сегодня для этого нужна некоторая смелость…
– Если ты композитор по призванию – то несложно. О себе мне трудно судить – пусть судят другие. Я никакого дискомфорта не испытываю и просто стараюсь не писать лишнего. Музыку всегда пишет конкретный человек, и если у него есть свои идеи, то это большое счастье, а если он думает, что все уже написано, и, как канувший в Лету постмодернист, черпает из музыки прошлого, искажая ее, то это, по-моему, отвратительно.


То есть груз веков вам только помогает?
– Не знаю, насколько помогает – ведь на самом деле мы учимся только у самих себя. Любое творчество – это саморазвивающийся организм, и композиторы, как правило, замкнуты сами на себе. И в то же время без классической музыки я не мыслю свою жизнь, я живу классической музыкой.


Возвращаясь к «Бемби»… Что бы вы могли сказать юным слушателям?
– Многие жизненные ценности можно осознать уже в детстве, а в процессе взросления они будут вырисовываться перед вами все более явственно. Эти ценности – любовь, дружба, верность, взаимопомощь, уважение и привязанность к родителям. Все это есть в сказке «Бемби»...
Беседовала Екатерина Юсупова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход