|
Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Коляска
одноактные oперы
Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Музыка Геннадия Банщикова Либретто М. Лободина по повести Н. В. Гоголя
Спектакль сопровождается синхронными титрами на английском языке
Коляска
комическая опера по одноименной повести Н. В. Гоголя Музыка Вячеслава Круглика
Либретто Веры Куприяновой и Вячеслава Круглика
|
Премьера постановки: 9 апреля 2009 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург
Продолжительность спектакля 1 час 35 минут
Спектакль идет с одним антрактом
«Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» одного из крупнейших российских композиторов современности, профессора Санкт-Петербургской консерватории Геннадия Банщикова была написана в 1971 году по заказу Кировского театра. Предложенная театром гоголевская тема оказалась близка композитору: в детстве он часто проводил лето на родине Гоголя, причем посещение знаменитых гоголевских мест сопровождалось усиленным чтением книг писателя.
Миргородская повесть о ссоре двух помещиков – это абсолютно современная история о том, как люди не умели и не умеют договариваться друг с другом. Вероятно, все мировые конфликты происходят из-за «гусака», из-за ерунды. Банщиков использовал в опере первую часть повести, остановившись на том самом месте, где Иван Иванович с позором изгоняется со двора бывшего закадычного друга. Вся история долгой безысходной тяжбы миргородских помещиков осталась за пределами одноактного произведения, собственно говоря – развернутой оперы-сцены.
Действие, как таковое, здесь практически отсутствует (разве что баба по нелепому случаю вместе с бельем вывешивает ржавое ружье) и «драма» разворачивается в сугубо разговорном, диалогическом плане. Текст Гоголя использован в неизмененном виде и сохраняет сочность и образность языка, удивительную лепку характеров и абсурдность ситуаций. Хотя смысл гоголевской улыбки меньше всего в ситуации, он почти весь в том, как рассказана эта ситуация. И композитор очень точно передает в опере эту особенность прозы Гоголя: комическое заключено в парадоксальном несоответствии ничтожности случая и глубокой серьезности его изложения. Несмотря на камерность оперы, оркестр выступает в полном (тройном) составе: по уровню симфонического развития материала опера сопоставима с масштабными музыкальными драмами Вагнера и Рихарда Штрауса (последнему, высоко ценимому Банщиковым, композитор и посвятил свое сочинение). Первый иронический жест автора обнаруживается уже во вступлении в виде явного намека на Героическую симфонию Бетховена – вот, полюбуйтесь на «героев» моего представления. Главной темой оперы стала украинская песня «Дывлюсь я на нэбо» композитора XIX века Зарембы, чья наивная, простодушная мелодия, так соответствующая местному колориту и характеру персонажей, подвергается изощренным трансформациям, отражающим всю палитру состояний и эмоций миргородских помещиков в борьбе за обладание «предметом страсти». Композитор не боится сочетать совершенно контрастные стили. Не близок ли этот прием манере Гоголя ставить рядом возвышенное и земное, рассказывать заурядный анекдот с рафинированной артистичностью, изысканнейшим литературным языком?
В «Опере о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» действительно много по-настоящему остроумного. Комичная своей серьезностью и серьезная своей комичностью, она тонко воссоздает атмосферу гоголевского повествования.
Надежда Кулыгина
«Коляска» – комическая одноактная опера на сюжет одноименной повести Н. В. Гоголя. В основу речитативных фрагментов лег оригинальный гоголевский текст.
Опера обрамлена симфоническими вариациями (вступление и послесловие), которые скрепляют форму спектакля. В них создается музыкальный образ городка Б.: унылый и скучный, он словно объединяет в себе все худшие черты провинциальных русских городов. И, если вступление носит в большей степени изобразительный характер, то в послесловии те же самые вариации звучат как философское осмысление человеческих пороков. Та же самая тема характеризует и Чертокуцкого – одного из «главных аристократов Б... уезда». Движимый тщеславным стремлением стать своим в кругу офицеров, он попадает в ситуацию, совершенно не соответствующую его положению «изрядного помещика». Попросту говоря, Чертокуцкий напивается до беспамятства. Это несоответствие подчеркивается сочетанием, казалось бы, несочетаемых инструментов – балалайки и контрафагота. Коляска, вокруг которой разворачивается действие, из предмета хвастовства превращается в место позора главного героя. Финальная сцена ставит не только сюжетную, но и символическую точку в истории о фальши, никчемности и лжи.
Вячеслав Круглик