Опера «Дон Кихот» – живая и легкая, богатая юмором и разнообразными характеристиками персонажей – лишена того трагизма и обреченности, которых ждет публика от воплощения на сцене классического «Дон Кихота». Массне взглянул на эту историю по иному и написал, по сути, произведение в духе старых комических опер. Недаром жанр оперы определен как «героическая комедия», где любовь переплетена с игрою в нее, ирония с печальными переживаниями, надежды с разочарованием, а сцена смерти героя лаконична и в то же время удивительно поэтична. Опера изумительно оркестрована, простота ее языка оттенена изысканностью инструментовки. В решении Массне взяться за этот сюжет большое участие принял Федор Шаляпин, который давно мечтал о создании на оперной сцене подобного образа. Шаляпин пел на премьере оперы в Монте-Карло и ее первой постановке в России на сцене московского Большого театра.
|
|
Работа Шаляпина над сценическим воплощением Дон Кихота была поставлена рядом с самыми великими оперными достижениями артиста – Борисом Годуновым и Сальери. Тень Шаляпина долго нависала над оперой Массне – где найти певца-артиста, который не только споет, но и создаст адекватный образ? Не было ни одной газеты или журнала во Франции и России, на страницах которых критика не восторгалась последней ролью великого певца. И почти все сходились на одной мысли: «Дон Кихот не только носитель высокоидеальных стремлений. Он ими заражает окружающих… Шаляпин – Дон Кихот – символ». Марина Годлевская
|