Самсон и Далила

опера в трех действиях (концертное исполнение)

Музыка Камиля Сен-Санса
Либретто Фердинанда Лемера

Главный хормейстер – Андрей Петренко

Ольга Бородина дебютировала в Мариинском (Кировском) театре 20 марта 1988 года в опере Гуно «Фауст», в брючной партии Зибеля. Первой крупной ролью, заставившей заговорить о певице, была Марфа в «Хованщине» Мусоргского. Эта партия стала талисманом Бородиной: она пела ее на сценах Гамбургской оперы, Ковент-Гардена, Метрополитен-оперы, на Зальцбургском фестивале. Такой же удачной и востребованной театрами оказалась Далила. Как признается певица: «Партию Далилы Сен-Санс писал для меня, я это точно знаю. Ложится идеально и на мой голос, и на мой характер». Поэтому не случайно для юбилейного концерта, отмечающего тридцатилетие ее творческой деятельности, Ольга Бородина выбрала «Самсона и Далилу». Специально для этого исполнения в Петербург приезжает выдающийся певец Хосе Кура. Их с Ольгой Бородиной связывает давнее творческое сотрудничество. В 1996-м они вместе дебютировали в «Кармен» в Опере Сан-Франциско. Их голоса звучат в записи «Самсона и Далилы», сделанной Лондонским симфоническим оркестром под управлением сэра Колина Дэвиса. В 2002 году они пели «Самсона и Далилу» в чикагской Лирик-опере. Дирижировал тем спектаклем Эммануэль Вийом. Он также приглашен отметить творческий юбилей Ольги Бородиной на сцене Мариинского театра.

Действие первое
Площадь палестинского города Газа, около 1150 года до н. э. Слева храм Дагона, верховного божества филистимлян.
На площади собрались иудеи. Они обращаются к Богу с молитвой: уже давно их народ томится в рабстве у филистимлян.
Самсон призывает своих соплеменников к восстанию. Иудеи сомневаются в успехе сопротивления, но страстный призыв Самсона убеждает их. Волнения привлекают внимание сатрапа Абимелеха, правителя Газы. Его издевательская речь возмущает иудеев. В гневе Самсон убивает Абимелеха, сопровождавшие его воины в панике бегут. Встревоженный шумом, появляется верховный жрец Дагона. Увидев сатрапа мертвым, он призывает своих сограждан к мести, но те, в ужасе от восстания, спасаются бегством.
Группа иудейских старейшин собирается на молитву, чтобы возблагодарить Бога за победу. Из храма выходит жрица Далила, окруженная девушками. Она восхищается мужеством Самсона и поет обольстительную арию о весне. Напрасно один из старейшин пытается предостеречь героя – тот околдован чарами прекрасной филистимлянки.

Действие второе
Долина Сорек в Палестине. Ночь.
Далила ожидает Самсона, но мысли ее полны не любви, а мести. Появляется верховный жрец. Иудеи под предводительством Самсона одерживают все новые победы, и жрец обещает Далиле любые дары, если она передаст героя в его руки. Но Далила не нуждается в награде: ее ненависть к Самсону и без того велика.
Собирается гроза. Приходит смущенный Самсон. Далила уверяет его в своей любви, молит быть откровенной с ней, хитростью и лаской выведывает тайну его непобедимой силы. Она – в волосах Самсона. Филистимлянка увлекает героя на ложе и, пока он спит, срезает его волосы. По ее зову воины врываются в дом и хватают Самсона.

Действие третье
Картина первая. Тюрьма в Газе.
Самсон, ослепленный и бессильный, молит Бога забрать его жизнь, но не наказывать из-за него соплеменников, вновь оказавшихся под тяжким чужеземным гнетом.
Картина вторая. Храм бога Дагона.
Филистимляне празднуют победу. Приводят слепого Самсона. Верховный жрец насмешливо приветствует поверженного героя. Далила напоминает Самсону о минутах блаженства, о том, как в ее объятиях он забыл о своем долге. В завершение церемонии Самсон должен преклонить колени перед статуей Дагона. В гневе и отчаянии герой взывает к Богу и умоляет вернуть ему силу. Он чувствует, что молитва услышана, и просит мальчика-поводыря подвести его к колоннам. Толкнув их, Самсон разрушает храм и гибнет под обломками вместе со своими врагами.

Изменения в афише

Сегодня понедельник, 19 мая 2025 года

Изменения в афише
Наши адреса: В социальных сетях: Mariinsky
Мариинский театр:
Театральная площадь, д. 1
Мариинский-2:
ул. Декабристов, д. 34
Концертный зал:
ул. Писарева, д. 20 (вход с ул. Декабристов, д. 37)
© 1998 – 2025 Государственный академический Мариинский театр