04.03.2022

«Сегодня писать сонату уже не модно»: композиторы рассказывают о своих произведениях

В воскресенье, 6 марта, в камерном Зале Прокофьева в Мариинском-2 состоится концерт новой музыки. Все произведения, которые будут здесь звучать, написаны артистами оркестра Мариинского театра. Сочинение музыки для них стало еще одним профессиональным амплуа, которое они совмещают с исполнительством и преподаванием. Сегодня герои концерта – Алексей Крашенинников, Эдуард Кипрский, Вартан Гноро и Алексей Позин – рассказывают от первого лица о своих композициях и о том, что их вдохновляло.

Алексей Крашенинников
Произведение Nosata для детской скрипки и подготовленного фортепиано было написано совсем недавно, в ноябре 2021 года. В названии Nosata – одновременно мягкая ирония по отношению к традиционному жанру сонаты и отсылка к ощущению сипловато-сдавленного, «носового» звука самой обычной дешевой детской скрипки.

Почему же родилось сочинение с таким названием? Дело в том, что почти все старые жанры в музыке уже перестали быть актуальными, теперь они принадлежат истории. Симфонии, сонаты, квартеты, кантаты и прочее – атрибуты прошлого, хотя, кто знает, может быть, это временно. Сегодня писать сонату уже не модно, что ли. От нее остались только ирония и юмор, то есть Nosata.

Вместе с этим сюда добавилась моя любовь к маленькому человеку. Речь не о ребенке, хотя произведение и написано для детской скрипки. Нет, именно о маленьком человеке, каким мы, особенно сейчас, остро ощущаем себя в этом мире. В то же время я убежден, что уже с шести-семи лет мы начинаем становиться вполне взрослыми и не стоит недооценивать внутренний мир ребенка. Потому здесь одновременно смешиваются наивно-детские мотивы и серьезные, в чем-то даже трагические. Что касается пианино/фортепиано, оно должно быть совсем незначительно расстроено: всего-то одна нота должна быть фальшивой. И эта нота проходит как бы лейтинтонацией всего произведения, вызывая и грусть, и улыбку, и успокоение звучанием колокольного звона…

Вартан Гноро
Сам я играю на альте и могу сказать, что альтовый репертуар не столь богат, как у других струнных инструментов. Так появилась идея написать что-нибудь именно для альта. Очень люблю Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано Макса Бруха. Поэтому я решил использовать кларнет, который украсил звонким тембром звучание струнных и дополнил светлыми красками бархатное звучание альта. Concerto duo (Концертный дуэт) написан в 2020 году. Исполняется впервые.

Эдуард Кипрский
В основе вокально-инструментальной пьесы «Утопленник» лежит сюжет простонародной сказки в изложении Пушкина. Побуждением к созданию сочинения послужил «Трепак» из цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского. В сказке Пушкина с фантастическим оттенком и трагическим исходом представлена картина народного эпоса. Важная роль здесь отводится музыкальному речитативу: исполнитель нередко декламирует текст, выступая как в роли рассказчика, так и в ипостасях каждого из героев повествования (отца, детей, утопленника). Тематизм сочинения пронизан фольклорными интонациями в их современном преломлении. Развернутая партия фортепиано отличается особой виртуозностью. Премьера этого произведения состоялась в 2019 году в Мариинском театре; в 2021 году сочинение было удостоено I премии на Всероссийском конкурсе «Пианист-композитор» в Санкт-Петербурге.

Фантастическая картинка «Заколдованное озеро» для виолончели и фортепиано сочинена под воздействием непревзойдённого мастера в жанре сказочной миниатюры – Анатолия Лядова. Во многом идея создания этого произведения связана с желанием продолжения традиций великого классика. В этой фантастической картинке мне хотелось воссоздать неповторимый колорит разнообразной сказочной картины природы. Претворяя свою идею в камерно-инструментальном жанре, я стремился к гармоничному сочетанию лирической протяжной песни с динамичными, характерными и острыми интонациями ритмических рисунков.

Алексей Позин
Концерт для гобоя и камерного оркестра написан в форме традиционного трехчастного цикла. Для меня гобой – инструмент особенный. Моя мама играла на гобое, а сейчас преподает его, и я с детства слышал голос этого инструмента. Идея написать концерт пришла сама собой. Гобою аккомпанируют струнные, ударные и челеста. Мне кажется, настроение всего сочинения романтическое: то порывистое, радостное, то меланхолическое и немного грустное. Песенные интонации сменяются танцевальными ритмами. В финале тема первой части преобразуется и становится темой для вариаций в движении старинного гавота. Кода бравурная и радостная. Концерт был написан в 2012 году. Первое исполнение состоялось в том же году в зале Санкт-Петербургской консерватории.

«Легкокрылую ладью» я назвал поэмой, не зная, как определить жанр этого произведения. В нем есть драматическое повествование, и я предполагаю, что его можно было бы даже театрализовать. Идея сочинения пришла, когда я увлекался фольклором: слушал много народной музыки, читал легенды народов мира.

В основе сюжета – древняя легенда о любви девушки к Солнцу. Когда наступает ненастье, девушка отправляется за своим возлюбленным на край земли и, увидев Солнце, умирает от счастья. Солнце превращает ее в цветок подсолнуха, взгляд которого всегда следует за светилом. В моем произведении роль девушки отдана высокому сопрано, а труба с ее блестящим, ярким тембром олицетворяет Солнце. Партия фортепиано находится в постоянном диалоге с солистами. В концерте прозвучит третья часть цикла – «В объятиях Солнца».

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход