Уже в эту пятницу, 28 мая, состоится сольный концерт Тьерри Эскеша – французского композитора, органиста-виртуоза и прославленного мастера импровизации.
В программу вечера вошли сочинения Сезара Франка, Марселя Дюпре, Мориса Дюрюфле, Оливье Мессиана, Камиля Сен-Санса. Все эти имена составляют славу французской органной школы. В выборе пьес угадывается сюжет: Тьерри Эскеш обращается к духовной музыке — как церковной, так и светской; к произведениям, которые претворяют библейские темы или проблематику земного и небесного. Так, здесь прозвучат хор странников из оперы «Тангейзер» Вагнера и транскрипция арии Далилы “Mon cœur s'ouvre à ta voix” из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила».
С Мариинским театром Тьерри Эскеша связывают долгие годы сотрудничества и теплой дружбы: музыкант регулярно выступает здесь с сольными программами, а с 2015 года по приглашению маэстро Гергиева возглавляет Международный органный фестиваль «Мариинский».
Перед концертом вспоминаем фрагмент интервью c Тьерри Эскеш, где он рассказывает о работе в качестве штатного органиста парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон и делится мыслями об импровизации.
– Многие храмы Парижа хранят память об органистах, которые долгие годы работали в них. Церковь Троицы – с Мессианом, Церковь св. Клотильды – с Франком, Сен-Сюльпис – с Видором и Дюпре. Как вы стали штатным органистом храма Сент-Этьен-дю-Мон?
– Во Франции, по традиции, органист приписан к определенной церкви. Оливье Мессиан был штатным органистом церкви св. Троицы, мой предшественник Морис Дюрюфле – церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Причем для них обоих это было делом жизни. Денег на этом не заработаешь (церковь во Франции не очень богата, в отличие от Германии или англо-саксонских стран), скорее это привязанность к инструменту, его звуковой палитре. Кроме того, играя в церкви, вы постоянно обращаетесь к верующим, в том числе посредством импровизации. Представьте, сколько прихожан церкви св. Троицы наблюдали за эволюцией стиля Оливье Мессиана – от довоенных произведений (например, «Вознесения») до «Органной книги» и оперы «Франциск Ассизский»! Все эти сочинения были «опробованы» в режиме реального времени на воскресных богослужениях, причем прихожане об этом не знали...
– Какие требования предъявляет такая должность?
– Штатные органисты обычно играют только на субботней и воскресной службе. Кроме того, если позволяет график (не мой случай!), играют на панихидах и венчаниях в будние дни. Но в последнее время в больших парижских храмах обычно работают по нескольку штатных органистов. В этом случае музыканты могут распределить службы так, чтобы и в выходные дни можно было ставить концерты или другие мероприятия.
– Какая самая неожиданная тема, предложенная вам для импровизации? Что вы предлагаете своим ученикам?
– Импровизировать можно на любую тему, главное – уловить эмоцию, которую эта тема вызывает, а затем спланировать ее развитие, используя свое мастерство, слух и воображение. Отправной точкой может быть и музыкальная тема, и стихотворение, и картина. Как-то раз меня попросили сымпровизировать на тему освещения современных витражей в церкви... а в другой раз я импровизировал с актером-мимом, который в тот момент тоже импровизировал... Мне кажется, эту область творчества в России нужно развивать, особенно среди молодых исполнителей. Проведя несколько мастер-классов в вашей стране, я понял, насколько русскому менталитету близко это спонтанное творчество, работа с эмоциями в реальном времени и полная самоотдача, которая стоит за импровизацией. Импровизация не должна быть исключительной монополией французской органной школы!