14.11.2017

В честь народной артистки РСФСР Елены Евтеевой

«Лебединое озеро» 14 ноября Мариинский театр посвящает Елене Евтеевой, педагогу-репетитору балетной труппы, отдавшей более двадцати пяти лет сцене Мариинского театра и сегодня передающей свой опыт молодому поколению артисток.

Елена Викторовна Евтеева в Мариинском театре – хранительница, прежде всего, традиций лирики классического танца. Именно лирические партии были коньком этой балерины, именно в них раскрылся ее пластический дар кантилены в танце, талант создания образов трепетных и нежных героинь. На протяжении больше двадцати пяти лет исполнительской карьеры в театре она не изменяла своему амплуа.

Воспитанница ленинградской школы, Елена Евтеева азы профессионального мастерства освоила под руководством Л. М. Тюнтиной, выпустившись из ее класса в хореографическом училище имени А. Я. Вагановой в 1966 году. В театре шедевры классического наследия она получала из рук блестящих мастеров старшего поколения – Н. М. Дудинской, Н. А. Кургапкиной. Изяществом, интеллигентностью и одухотворенностью Елена Евтеева пленяла зрителей в «Жизели», «Шопениане», в Никии в «Баядерке», Принцессе Флорине в «Спящей красавице», Повелительнице дриад в «Дон Кихоте». Танец балерины вдохновлял критиков на поэтичные метафоры и эпитеты: его называли «импрессионистским», за воздушную легкость и «светотени настроений» сравнивали с акварелью, писали, что он «вызывает ассоциации с плавным течением вод». Очевидно, именно это качество определило выбор руководства балетной труппы Театра имени Кирова, когда юную исполнительницу, еще не станцевавшую на тот момент Одетту – Одиллию в театре, назначили на главную роль в фильме-балете «Лебединое озеро». Сценический путь Королевы лебедей Евтеевой, начавшийся с работы в кинопавильоне, стал долгим, но та первая проба образа, запечатленная в фильме 1968 года, для многих стала воплощением лирической поэзии в движении.

Так притягательное для зрителя впечатление задушевности танца Евтеевой рождалось благодаря наполненности балерины на сцене. «У нее нет просто красивых поз – каждое движение содержит какой-то смысл, передает состояние, душевное волнение, они все значимы, одухотворены», – писали о ее работе. Эта оправданность, осмысленность жестов и пауз в танце артистки привлекала и хореографов, приглашавших ее к участию в новых постановках. Елена Евтеева была среди первых исполнительниц партий в балетах «Страна чудес» Леонида Якобсона, «Гамлет» и «Левша» Константина Сергеева, она танцевала Ширин в «Легенде о любви» и Катерину в «Каменном цветке» Юрия Григоровича, Девушку в «Ленинградской симфонии» Игоря Бельского, пробовала себя в хореографии Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, Игоря Чернышова, Дмитрия Брянцева, Бориса Эйфмана. Были на ее творческом пути и встречи с зарубежными мастерами: она волновала зрителей в партии Эсмеральды в «Соборе парижской Богоматери» Ролана Пети, в роли Жены Мавра в «Паване мавра» Хосе Лимона, ей довелось поработать с Пьером Лакоттом над па-де-де из «Бабочки», исполнить главные партии в «Сильфиде» и «Неаполе» Августа Бурнонвиля, перенесенных на ленинградскую сцену датскими балетмейстерами.

Завершив исполнительскую карьеру, Елена Евтеева посвятила себя передаче своего богатого опыта молодому поколению. В Академии русского балета из ее класса выпустились Светлана Захарова и Дарья Павленко, а в театре среди тех, кому посчастливилось готовить партии с Еленой Викторовной, – Софья Гумерова, Дарья Павленко, Анастасия Колегова, Оксана Скорик.
Ольга Макарова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход