24 января в балете Игоря Стравинского «Свадебка» дебютируют Иван Ситников, Сослан Кулаев, Фёдор Лопухов, Анастасия Асабен и Илья Петров. | |||||
|
«Свадебка» задумывалась Стравинским прежде всего как хоровое произведение. В основу замысла композитора легли народные обрядовые песни из сборника Киреевского. Все было построено на архаичном свадебном обряде – с женихом, невестой, плачем матери и подружек. Стравинский посвятил много времени исследованию народного творчества. Он побывал в экспедиции в Киеве, где, помимо вокального материала, нашел описания старинной свадебной игры. В то время композитор активно работал с Сергеем Дягилевым, написав по заказу импресарио балет «Жар-птица», который в одночасье сделал знаменитым доселе никому не известного русского композитора. Работа над «Свадебкой» многократно откладывалась, и лишь в 1915 году Стравинский сыграл Дягилеву несколько отрывков из будущего спектакля. «Он был этим так взволнован, его восторг показался мне настолько искренним и трогательным, что самое лучшее, что я мог сделать, — это посвятить ему эту вещь», — вспоминал Стравинский в «Хронике моей жизни». Но сочинение балета снова пришлось отложить. «В течение почти четырех лет я не прикасался к «Свадебке», меня отвлекали более срочные работы, к тому же Дягилев год от году откладывал постановку. Наконец, было решено поставить этот балет в начале июня 1923 года, и Дягилев просил меня быть ассистентом Брониславы Нижинской во время хореографических репетиций в Монте-Карло в марте и апреле. Но самое главное было найти решение для инструментального состава. Я со дня на день его откладывал, надеясь, что обстоятельства подскажут мне что-то в последний момент, когда будет окончательно установлена дата премьеры. Так оно и случилось. Мне стало ясно, что в моем произведении вокальный элемент, в котором звук обусловлен дыханием, найдет лучшую поддержку в ансамбле, состоящем из одних ударных инструментов. Таким образом, я нашел решение моей задачи в оркестре, состоящем из роялей, литавр, колоколов и ксилофонов — инструментов с точным высотным строем, а с другой стороны — из барабанов различных тембров и высоты, то есть инструментов неопределенного строя. Совершенно очевидно, что эта звуковая комбинация явилась следствием необходимости, непосредственно вытекающей из самой музыки «Свадебки», и что у меня отнюдь не было намерения подражать звучаниям, характерным для такого рода народных празднеств, которых, кстати сказать, мне никогда не приходилось ни слышать, ни видеть». Премьера состоялась 13 июня 1923 года в парижском театре «Гете лирик». Успех постановки был огромен и напомнил о первых триумфах дягилевских сезонов. Парадоксальным открытием «Свадебки» стало то, что при всей новаторской смелости хореографии, спектакль Нижинской был ближе к традициям классического балета, чем работы Фокина и Нижинского. Новый спектакль критики объявили провозвестником «неоклассицизма». На протяжении двадцатого века многие хореографы сочиняли свои версии «Свадебки». К балету Стравинского обращались Иржи Килиан, Режис Обадиа, Анжелен Прельжокаж, Татьяна Баганова. Для Мариинского театра балет Стравинского в хореографии Брониславы Нижинской реконструировал Хоуард Сайетт. 24 января в «Свадебке» дебютируют Иван Ситников, Сослан Кулаев, Фёдор Лопухов, Анастасия Асабен и Илья Петров. |