31.10.2012

Американская пресса о концертах Мариинского оркестра

«Мариинский оркестр побеждает ураган "Сэнди"», – так охарактеризовал гастроли санкт-петербургских музыкантов критик Б. Уайз из «Нью-Йорк Паблик Радио».
 
 

Первый же концерт мариинского коллектива, состоявшийся в Кёрнер-холле – новом зале Королевской консерватории в Торонто, стал подлинным откровением для канадской аудитории. «Валерий Гергиев – бескомпромиссный дирижер, музыкант, уверенный в своей способности созидать и освобождать силу музыки – силу контрастов, драмы, экспрессии и организованности. Концерт Гергиева – это военная кампания, где каждое действие обладает максимально выразительным значением. Ничто не оставлено на волю случая или сиюминутной спонтанности. И результат этого не антимузыкален – напротив, он в высшей степени музыкален» (Р. Харрис, «Глоуб энд мейл»). Маэстро показал себя настоящим мастером инструментальной драмы, поразив слушателей не только выявлением трагических аспектов в «Жизни героя» Р. Штрауса и Камерной симфонии Д. Шостаковича, но и в «Серенаде для струнных» П. Чайковского, которую дирижер прочел с точки зрения последних симфоний великого русского композитора. 

«Посредством минимального набора жестов Гергиев превратил концерт в исследование музыкальной выразительности, варьировавшейся от интимного шепота до громовых раскатов звуковой массы». «Гергиев не только мастерски выстраивал и раскрывал драматическое развитие, он помогал своим музыкантам извлекать звук, обладающий стройностью и ясностью превосходного хора; можно было отчетливо слышать партию каждого инструмента на протяжении всего выступления» (Дж. Теродс, «Стар»). 


Несмотря на то что рейс из Канады в США был задержан ввиду чрезвычайных погодных обстоятельств и 30 музыкантов вместе с маэстро Гергиевым смогли прибыть в Детройт буквально за полтора часа до начала концерта, запланированного в университетском городе Энн-Арбор (штат Мичиган), выступление коллектива Мариинского театра все же состоялось и также прошло с огромным успехом. Представители концертной организации приняли решение перенести столь ожидаемое мероприятие на полчаса, чтобы исполнители успели добраться до места назначения. И публика была в полной мере вознаграждена за эту непредвиденную задержку: позднее начало ни в коей мере не отразилось на качестве выступления прославленных музыкантов.
«Игра оркестра, участники которого, казалось бы, должны были остаться без сил после столь экстремального прибытия, в течение всего вечера отличалась безукоризненной выдержкой там, где это было необходимо, и воодушевленностью в соответствующих местах» (С. Нисбетт). Коллектив Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева порадовал слушателей не только завораживающей своей энергией интерпретацией "Весны священной" И. Стравинского, но и блестящим исполнением «Жизни героя» Р. Штрауса и Первого фортепианного концерта Д. Шостаковича (солисты – Денис Мацуев, фортепиано, и Тимур Мартынов, труба).
«В музыкальной поэме Р. Штрауса Гергиев подчеркнул одновременно размах и структуру пути героя. Роскошное звучание оркестра вместе с тем не было избыточным, инструментальная фактура всегда оставалась предельно ясной, выделяющей процессы мотивной трансформации. Шелковое звучание скрипки – «спутницы героя» (солист Роман Симович)
– было изумительно чувственным».
«В концерте Шостаковича Мацуев возглавляет захватывающе веселую погоню на рояле, поддерживаемую оркестром и трубачом Мартыновым». «Дикий языческий ритуал, примитивные возбуждающие ритмы – все это присутствовало в исполнении "Весны священной". Но то, что одержало победу, – организованный характер, неумолимая поступательность этого обряда. И это было завораживающе». 


После выступления в Ньюарке, в Центре исполнительских искусств штата Нью-Джерси, ввиду все усиливающегося разгула стихии, организаторы вновь решили изменить расписание гастролей ради выполнения концертных обязательств. Чтобы следующее из запланированных мероприятий – 2 музыкальных вечера в Мемориал-холле университета Северной Каролины в Чапел-хилле – смогло состояться, коллектив Мариинского театра вылетел из Ньюарка на 16 часов ранее намеченного времени. Тем не менее пришлось пожертвовать предваряющей концерт встречей с молодым немецким композитором Маттиасом Пинчером, автором специального музыкального «приношения» к 100-летнему юбилею «Весны священной»  – сочинения «Звездопад».

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход