С большим успехом прошли декабрьские гастроли Мариинского балета и оркестра под управлением маэстро Гергиева в крупнейших городах Испании – Валенсии, Барселоне и Мадриде. | |||||
![]() Мария Ширинкина и Владимир Шкляров
|
Выступления, проходившие с 10 по 13 декабря под занавес перекрестного «Года Россия-Испания», нашли отражение в ведущих испанских СМИ. Спектакли и концерты вызвали большой ажиотаж у испанской публики – билеты были распроданы задолго до начала тура. «Эль Паис» называет спектакль «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского, показанный во Дворце искусств Королевы Софии 10 декабря, – «самой лучшей из всех балетных постановок в Испании за последний год», отмечая «блестящее выступление» Мариинской труппы. Рохер Салас пишет: «Валерий Гергиев добивается триумфального звучания этого многогранного художественного полотна, не упуская ни малейшей детали, и не разрушая при этом общей симфонической цельности». Что касается солистов «святилища русского балета», то, по мнению критика, Джульетта в исполнении Марии Ширинкиной «обнаруживает неподражаемую гибкость, необходимую для сценического воплощения идеального образа, характерного для неоромантического балета ХХ века». Ромео Владимира Шклярова «великолепен» – «музыкальный, живой и внимательный партнёр, идеально подходящий для художественного воплощения влюблённого фаталиста». Он «готов вкусить сладость наслаждений, выражая головокружительными прыжками и любовное упоение, и отчаяние… Виртуозными па он выражает всю глубину трагизма неповторимой музыки Прокофьева». «Эль Мундо» дает спектаклю высшую оценку – пять звезд. Для Родриго Мадрида, помимо хореографической части, это было «незабываемое наслаждение музыкой», которое доставили слушателям Валерий Гергиев и Мариинский оркестр. «Очаровательная тема Джульетты в напряжённом звуковом обрамлении, зловещий танец кавалеров, сопровождающийся великолепными вариациями, задуманными Прокофьевым в настойчиво протяжном темпе largo». Газета «Леванте» сравнивает посещение спектакля Мариинского театра с экскурсией в музей Прадо, когда зрителя невольно совершает «путешествие на машине времени». Энрике Эррерас называет спектакль потрясающей «реконструкцией, на какую способны только те, кто хранит переходящие их поколения в поколение традиции». Ромео «производит неизгладимое впечатление» на критика, он подчеркивает «безупречную чёткость движений» в дуэте Марии Ширинкиной и Владимира Шклярова. «Трудно расчленить гармонию единого целого, частью которого является великолепный оркестр под чутким руководством Валерия Гергиева, бережно следившего за каждым движением артистов на сцене, которые, в свою очередь, внимательно прислушивались к музыке». В рецензии для «Валенсии» под заголовком «Между любовью и смертью» критик Ана Галиано присуждает пять звезд исполнению симфонии Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта». В этом концерте 8 декабря во Дворце искусств Валенсии приняли участие Симфонический оркестр Валенсии под управлением маэстро Гергиева, хор Генералитета и солисты Мариинского театра. По утверждению Галиано, уникальным прочтением представленного сочинения славятся три великих дирижёра – сэр Колин Дэвис, Лорин Маазель и Валерий Гергиев, интерпретация последнего представляется критику «наиболее динамичной». Гергиев «добивается по-настоящему энергичного театрального прочтения в части «Большой праздник у Капулетти», и «умело сочетает страстные любовные порывы с полным трагизма повествованием в «Траурном кортеже Джулетты», а «Сцена любви» неподражаема своей выразительностью». Издание «Леванте» отмечает «величие дирижера», которому «удалось добиться того, что музыканты выложились до конца». Альфредо Бротонс Муньес пишет: «Исполнение этого произведения Берлиоза произвело бы гораздо меньшее впечатление, окажись за пультом другой дирижер, а не Валерий Гергиев, звезда мировой величины, способный на в высшей степени романтическое, почти эпическое прочтение». Критик отдает должное мастерству «таких одарённых вокалистов», как Екатерина Губанова, Кеннет Тарвер и Михаил Петренко. Роса Сола в рецензии для «Эль Паис» замечает, что «исполнение меццо-сопрано Екатерины Губановой было нежным и выразительным». Кроме того, критик выделяет Михаила Петренко, которому досталась самая сложная басовая партия: «В момент трагической кульминации его голос должен был слышен на фоне хора и оркестра, и Михаил Петренко прекрасно справился со своей задачей». Сесар Рус в «Лас Провинсиас» восхищается Валерием Гергиевым, «напомнившим испанцам, что оркестр Валенсии – лучший в Испании». «По мановению палочки российского дирижёра любой хороший оркестр начинает звучать в индивидуальной манере Гергиева – бурно, но отзывчиво к его требованиям. Именно эта, почти волшебная способность, делает его одним из величайших дирижёров нашего времени». Напомним, что в рамках тура Мариинским оркестром под управлением маэстро Гергиева также были исполнены произведения Игоря Стравинского в зале Аудитория в Барселоне, а в концертную программу, которая была представлена в мадридском Театре Реал, помимо музыки Стравинского, вошли «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского. |