Интернет-радио Мариинского теарта
Интернет-радио Мариинского театра
Сейчас в эфире

30 апреля. «БЕТХОВЕН – 250» Серия 31

MARIINSKY.FM ​ «БЕТХОВЕН – 250»
СЕРИЯ 31. «ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ДИАБЕЛЛИ».

Последнее фортепианное сочинение Бетховена.
В силу парадоксальности своего мышления после последних сонат, которые были и прощанием с фортепиано, и прощанием с жанром, Бетховен, вновь возвращается к фортепиано и создает грандиозный цикл вариаций – 33 вариации на тему вальса Диабелли. Незатейливый вальс превращается в марш, серьезный хорал, воспаряет в эфемерные выси, становится шутливым скерцо, Бетховен разбирает тему на атомы и создает абсолютно новую сущность. И – как всегда у этого композитора, – линии протягиваются и в прошлое – к Генделю и Баху, и в будущее – к Шуману, Малеру, в ХХ век.
Ганс фон Бюлов, один из наиболее выдающихся музыкантов XIX века называл эти вариации «микрокосмосом бетховенского гения вообще и отражением всего мира звуков»
Вариации практически не исполняются.

Об уникальности этого цикла, истории его создания, вариациях других композиторов на эту тему, в том числе 7-летнего Ференца Листа слушайте в беседе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского. После в программе – в исполнении Андреаса Шайера на реплике Хаммер клавира беховенского времени прозвучат часть вариаций из первого тома из 50 вариаций разных авторов на тему Диабелли и 33 вариации Бетховена. В следующем порядке: вальс Диабелли, вариации Карла Черни, Иоганна Непомука Гуммеля, Фридриха Калькбреннера,Йозефа Кержковского, Конрадина Крейцера, Франца Листа , Игнаца Мошелеса, Петера Пиксиса, Ксавера Моцарта и Франца Шуберта, затем интродукция, - переход , сочиненный пианистом Шайером , и далее – полный цикл вариаций Бетховена.

Mariinsky.ru/fm/main 30 апреля в 20.00. повтор – 1 мая

«БЕТХОВЕН – 250» – это многосерийный цикл передач «Бетховен в контексте эпохи» к юбилею великого композитора – 250-летию со дня рождения на Mariinsky.FM : о личности композитора, его возлюбленных, друзьях, меценатах, о его времени и окружении, о его сочинениях, известных и не известных.