18 декабря. Программа «VIVA LA VOCE»
Программа «VIVA LA VOCE»
Программа посвящена выдающейся советской оперной певице, народной артистке России Евгении Целовальник. 19 октября исполнилось 80 лет со дня ее рождения. Рассказывает о певице – пианистка, концертмейстер, заслуженная артистка России Елена Матусовская. После разговора – слушайте запись оперы «Манон Леско» Пуччини 1980 года, с участием Евгении Целовальник, дирижер – Валерий Гергиев.
Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 18 декабря в 17:00, повтор 19 декабря
Евгения Целовальник (1938–1997) родилась на берегу Черного моря, в грузинском городе Поти. Она окончила музыкальное училище в Батуми, а затем Тбилисскую консерваторию у профессора Нины Бахуташвили. Ее голос был замечен сразу же, когда она, выпускница консерватории, начала работать в Ленконцерте. Вскоре певица была приглашена в Малый оперный театр, где раскрылись ее великолепный актерский диапазон, редкое интонационное мастерство, владение тембром. В МАЛЕГОТе Евгения Целовальник прошла через весь репертуар: спела Иоланту, Елизавету в «Доне Карлосе» и Леонору в «Трубадуре», Дездемону, Тоску, донну Эльвиру, Чио-Чио-сан, Мими, Татьяну, Земфиру. Она была обаятельной Бесс в джазовой музыкальной драме Гершвина, пела в только написанной «Виринее» Слонимского.
В Мариинский театр Евгения Целовальник пришла признанным мастером. Ее первой работой в труппе Кировского театра стала титульная роль в «Манон Леско» Пуччини, постановкой которой в 1980 году руководил молодой Валерий Гергиев. Красивое, сильное и объемное драматическое сопрано с безупречными верхами позволяло ей сохранять славу лучшей Леоноры, Ярославны и Аиды. На сцену Кировского театра она выходила в образах Ортруды, Марии в «Мазепе», Леоноры в «Трубадуре» и в «Силе судьбы», Иродиады, Фаты Морганы, Любавы, Наины, Марцелины, Сусанны, Шинкарки. Необыкновенным было исполнение ею партии Ярославны, в которой она часто выходила в последние годы и в родном театре, и на гастролях. В сцене набата голос Целовальник был гласом отчаяния и мужества, придавая невероятные краски и энергию этой апокалиптической картине.
Все, кому выпало общаться с Евгенией Целовальник на сцене и в жизни, вспоминают о ней с неизменной теплотой, как об очень славном человеке, чистом и добром. В программе, изданной к 25-летию ее дебюта в «Трубадуре», среди высказываний коллег и партнеров по сцене были слова и Валерия Гергиева, который всегда ценил артистку за ее талант, преданность искусству и своему театру: «Красота ее голоса может, пожалуй, сравниться единственно с красотой ее души».