К 80-летию
народной артистки СССР
Людмилы Филатовой

Людмила Филатова
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (2008)
Народная артистка СССР (1983)
Народная артистка РСФСР (1980)
Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (I премия, 1960)


«Она покорила слушателей не только отличным, сильным, большого диапазона голосом, но и глубоко драматичным артистическим талантом… Людмила Филатова захватывает аудиторию своим проникновенным исполнением… Впрочем, в применении к Филатовой я бы сказал не об исполнении, а о прочувствовании». Эти слова В. Власова, председателя жюри I Всесоюзного конкурса им. М.И. Глинки, были произнесены в адрес молодой певицы, завоевавшей в 1960 году первую премию в  состязании вокалистов.

Медаль лауреата была вручена выпускнице Ленинградского университета. Двумя годами ранее она окончила … математико-механический факультет, правда, к тому времени в составе Академического хора университета приняла участие во Всемирном фестивале молодежи в Варшаве (1955), а в 1957 году получила серебряную медаль на конкурсе вокалистов VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве. «Самодеятельная» певица превзошла многих профессиональных конкурентов. Нельзя не отметить колоссальную роль, которую сыграла в становлении молодой артистки ее неизменный педагог и концертмейстер Е.Б. Антик.

Путь Людмилы Филатовой к вершинам мастерства был необычен: отказавшись от занятий точными науками и избрав музыкальную стезю, следовало бы поступить в училище при консерватории и далее двигаться по проторенной годами дороге. Филатова предпочла практический вариант: по окончании университета она пришла в хор Кировского театра, а после успеха на конкурсе им. Глинки стала сперва стажером, а потом и солисткой театра. Среди первых ее ролей на сцене – Шарлотта в «Вертере» Массне, Прециозилла в «Силе судьбы» Верди, Ольга в «Евгении Онегине», Ульрика в «Бале-Маскараде». Филатова всегда отдавала предпочтение драматическим ролям, наиболее близким, по мнению артистки, ее творческой природе. Неслучайно ведь одна из самых любимых ее героинь – Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. «Открытый темперамент, накал эмоций переданы ярким, мощным, насыщенным звучанием голоса»,  – это строки из рецензии, особо отметившей выступление певицы. А рядом другие любимые образы, сотворенные Филатовой,  – Азучены в «Трубадуре» Верди, Любови в «Мазепе» Чайковского. Трагическая партия жены Кочубея и матери Марии не содержит «выходных» арий или иных выигрышных эпизодов – типичная роль «второго плана». Но для большого артиста нет маленьких ролей – эту непростую истину Филатова подтверждает каждодневно, ежечасно. В одной из недавних постановок Мариинского театра, опере Сергея Прокофьева «Семен Котко», она спела и сыграла роль Матери Семена.

«Я вкладываю в нее все, что пережила в жизни, и думаю обо всех матерях, у которых отнимают детей и сжигают дома,  – говорит певица в интервью, и это не пустые слова...  – Жизнь выковала из меня бойца. Отец мой был расстрелян, когда мне исполнился всего год. Училась я в университете имени Жданова, зная, что именно Жданов руководил репрессиями в Оренбурге, откуда я родом».

Филатова, без сомнения, запомнилась благодарной публике в главных своих ролях – Кармен, Амнерис в «Аиде», Графини в «Пиковой даме», Марфы в «Хованщине», Кончаковны в «Князе Игоре». Ее даже назвали однажды «народной графиней страны». Принц Чарльз как-то спросил певицу на гастролях театра в Лондоне: за что дают в России звание народного артиста? «Надо петь долго и хорошо», – ответила Филатова. За без малого полвека на сцене Кировского-Мариинского театра Филатова выступила во многих операх современных композиторов: Щедрина, Кабалевского, Дзержинского, Петрова, Шапорина, Рубина, Холминова, Мурадели, Клебанова... Особенно дороги певице роли в «Дуэнье» и «Повести о настоящем человеке» Прокофьева.

И в камерных программах, наряду с классикой, Людмила Филатова ищет яркие страницы современной музыки – будь то «Испанские песни» Шостаковича, романсы Мясковского, Кабалевского, Кочурова, Шебалина… Специально для нее были написаны и ей посвящены «Три русские песни» замечательного петербургского композитора В. Салманова.
Оставив сцену, Людмила Павловна Филатова продолжает преподавать в консерватории, передавая эстафету мастерства нынешнему и будущим поколениям артистов.
Иосиф Райскин

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход
Амнерис – Людмила Филатова
Радамес – Александр Дедик
«Аида», запись 1986 года