Сергей Вихарев в Мариинском


Сергей Вихарев был принят в труппу Театра оперы и балета им. С. М. Кирова в августе 1980 года, после окончания Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой и победы на Х Международном балетном конкурсе в Варне. В престижном состязании выпускник ленинградской школы завоевал золотую медаль в группе юниоров.

На Международном конкурсе артистов балета в Варне. Июль 1980 года.
Из архива Сергея Вихарева


В театре Вихарев продолжил работу с Владиленом Семёновым, у которого учился в последних классах школы. Уже в декабре 1980 года состоялся его дебют в «Шопениане».

«Шопениана». Светлана Ефремова и Сергей Вихарев. 1984 год.
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой


Партия романтического Юноши из фокинского балета надолго вошла в репертуар танцовщика. Исполнять ее приходилось не только на сцене театра: фрагменты из «Шопенианы» часто включали в программы выездных концертов, которые в те годы были привычной частью жизни артистов.

Сергей Вихарев и Ольга Лиховская в Седьмом вальсе из балета «Шопениана». Концерт по случаю субботника на Кировском заводе. 1981 год.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


В первый сезон работы в театре Сергей станцевал па-де-труа друзей принца в «Лебедином озере» и классический дуэт в «Жизели».

«Лебединое озеро», картина первая. 1982 год.
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой

Классический дуэт из балета «Жизель». 1983 год. © Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
С Маргаритой Куллик. 1986 год. © Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой


Значительным этапом в карьере Сергея Вихарева стала работа с Эльзой-Марианной фон Розен, которая переносила на сцену Театра им. Кирова балеты Августа Бурнонвиля. В первой ее работе, «Сильфиде», Вихарев танцевал на премьерных показах в двойке юношей, а в следующей постановке, балете «Неаполь, или Рыбак и его невеста», блистал техникой в большом классическом па.

Вариация из балета «Неаполь, или Рыбак и его невеста». Хореография Августа Бурнонвиля в постановке Эльзы-Марианны фон Розен


«Когда я начинал, мне действительно очень повезло. Меня вывела на сцену замечательная хореограф Эльза-Марианна фон Розен, – вспоминал Сергей. – Здесь, в Кировском театре, она поставила на меня балет “Неаполь, или Рыбак и его невеста”. Это был большой спектакль с пантомимой, с большим количеством участников, с тонкой техникой»i. Вскоре в репертуар танцовщика вошли главные партии и в «Неаполе» (рыбак Дженнаро), и в «Сильфиде» (Джеймс).

«Сильфида». Джеймс – Сергей Вихарев, Сильфида – Ольга Лиховская, Эффи – Татьяна Гумба. 1985, 1986 год.
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой


«Даже в небольших сольных фрагментах, будь то па-де-де из первого акта “Жизели” или па-де-сис из “Маркитантки”, вариация из “Неаполя, или Рыбака и его невесты” или па-де-труа из “Пахиты”, безымянные герои Вихарева словно упиваются радостью каждого мгновения своего пребывания на сцене, – писали о молодом солисте. – Вариация из дивертисмента третьего акта балета “Неаполь” (в редакции Августа Бурнонвиля), сотканная из труднейших хореографических пассажей, обнаруживает характернейшую из сторон дарования Вихарева – его природную танцевальность, которая сквозит в каждом его движении, жесте, позе. Естественность и искренность придают неповторимое обаяние исполнению артиста, которое отличается ясностью каждой хореографической фразы. Сверкающая филигранность прыжков, точеный бисер заносок и других мелких па создают образ радужной, безоблачной молодости, в броской бравурности которой кроется мальчишеская непосредственность нашего современника. Торжествующий, ликующий, солнечный танец Сергея – воплощение неугомонной энергии, азарта»ii.

Па-де-труа из балета «Пахита». С Ириной Ситниковой и Еленой Панковой.
© Мариинский театр / Фото Ч. Сноудена. 1988 год
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой. 1985 год


Вкус к хореографии прошлого будущему хореографу-реконструктору прививала работа с Пьером Лакоттом, автором постановок по мотивам хореографических шедевров XIX столетия. Спустя годы в одном из интервью Вихарев рассказывал: «Мы… полюбили старину… благодаря Лакотту, ему большое спасибо. Мы не будем оценивать, насколько это верная старина, но вот тот … взгляд, вдруг неожиданный… Я сам танцевал с удовольствием его па-де-сис, а Габриэла Трофимовна – “Качучу”, Колпакова – “Бабочку”, – это было чудо! Какое-то другое искусство, другой балет. Меня лично это все заставило подумать о том, что до меня тоже что-то было, до нашего стиля, который мы тогда танцевали в Кировском театре, заставило посмотреть книжки, порыться и как-то привело к этой работе»ii.

Па-де-сис из балета «Маркитантка». Вариация. Хореография Пьера Лакотта

«Бабочка». Хореография Пьера Лакотта.
С Ольгой Лиховской. 1985 год. © Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
Со Светланой Ефремовой. 1992 год. © Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой


В репертуаре Сергея Вихарева была классика – Альберт в «Жизели», Дезире в «Спящей красавице», постановки по мотивам знаковых балетов прошлого – Рыбак в «Наяде и рыбаке» Петра Гусева, Колен в «Тщетной предосторожности» в версии Олега Виноградова. Его старшая коллега, школьный педагог по актерскому мастерству, бывшая артистка Кировского театра Татьяна Шмырова, описывая одного из его персонажей, так характеризовала почерк танцовщика: «Его герой существует на сцене естественно, непринужденно и искренне. Он не равнодушен, потому не равнодушны и зрители. Его жест отобран, лаконичен и передает содержание действия, он эмоционален, взволнован и вместе с тем полон чувства меры, нигде не фальшивя и не переигрывая»ii.

«Жизель». С Вероникой Ивановой. 1987 год. © Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой
Со Светланой Ефремовой. 1980-е годы. © Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой

«Тщетная предосторожность». Хореография Олега Виноградова. Колен – Сергей Вихарев. 1980-е годы.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной
«Наяда и рыбак». Хореография Петра Гусева по мотивам спектакля Жюля Перро. Рыбак – Сергей Вихарев. 1985 год.
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой


Критика неизменно отмечала чистоту танца Вихарева: «В темпераменте танцовщика нераздельны порывистость и мягкость. Чеканные вращения. Полетные прыжки. Позы, отмеченные “напевностью”. Вспомним вариацию принца в третьем акте “Спящей красавицы”: кабриоли, туры, жете и финальное шене сотканы в совершенный монолог, где сливаются воедино стремительность и лиризм»iii.

«Спящая красавица». Хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева. Принц Дезире – Сергей Вихарев, принцесса Аврора – Светлана Ефремова. 1984, 1990 год.
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой


«…Как не вспомнить Вихарева на сцене, танцующего нечто классическое, или нечто неоклассическое, или, особый случай, нечто неоклассическое, выдающее себя за старую классику, как, например, ансамбль из “Маркитантки”, поставленный Лакоттом вроде бы по Сен-Леону. Во всех трех случаях Вихарев на высоте, и во всех случаях тонкие различия соблюдались, текст подавался со всей академической чистотой, но и чуть по-разному, – среди мариинских виртуозов своего поколения Вихарев был прирожденным стилистом. Притом его нельзя было не узнать, нельзя было спутать ни с кем, личная манера присутствовала во всем – в позах, прыжках и вращениях по диагонали: причудливая смесь непринужденности и азарта, причудливое соединение меланхолика и игрока, денди и дуэлянта. Меркуцио, одним словом, и это едва ли не лучшая его роль, оказавшаяся и самой живой в заслуженном, но несколько поблекшем спектакле»iv, – писал Вадим Гаевский.

«Ромео и Джульетта». Хореография Леонида Лавровского. Меркуцио – Сергей Вихарев. 1991 год.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


Вихарев принимал участие в постановках новых спектаклей. На него Олег Виноградов создавал партию Царевича каджей в «Витязе в тигровой шкуре» Мачавариани, образ Петрушки в своей версии балета Стравинского.

«Витязь в тигровой шкуре». Хореография Олега Виноградова. Царевич каджей – Сергей Вихарев. 1985, 1986 год.
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой

Фрагмент из балета «Петрушка». Хореография Олега Виноградова. Петрушка – Сергей Вихарев

«Петрушка». Хореография Олега Виноградова. Петрушка – Сергей Вихарев. 1990 год.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной, Юлии Ларионовой


В 1996-м репертуарную коллекцию Сергея Вихарева пополнила и хореография Баланчина. На премьере «Симфонии до мажор» в Мариинском театре он исполнил сольную партию в третьей части.

«Симфония до мажор». Хореография Джорджа Баланчина. 1996 год.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


Исполнительская карьера артиста не была ограничена Мариинским театром. В 1990-е он много работал с Независимой труппой Аллы Сигаловой, на сцене Эрмитажного театра танцевал хореографию Владимира Карелина, выступал в балете собственного сочинения «Леда и лебедь».

«Уходящая натура». Хореография Аллы Сигаловой. Владимир – Сергей Вихарев. 1996 год.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


i Балетмейстер Сергей Вихарев: Возвращать наследие помогают дети // Новая газета. 2004. 15 апреля.
ii Шмырова Т. Впервые в «Неаполе» // За советское искусство. 1983. 29 января.
iii Ороховацкий Ю. Стать волшебным принцем // Смена. 1985. 28 июля.
iv Гаевский В. Лицеист Вихарев // Мариинский театр. 2005. № 3–4.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход