Санкт-Петербург, Зал Рахманинова

Концерт солистов оперы Мариинского театра


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ольга Трифонова (сопрано)
Юрий Марусин (тенор)
Александр Морозов (бас)

Партия фортепиано: Ирина Соболева, Елена Матусовская


В ПРОГРАММЕ:
Романсы Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова и Станислао Гастальдона
Арии из опер «Алеко», «Пиковая дама», «Шах-Сенем», «Девушка с Запада», «Риголетто», «Русалка» и «Богема»

О концерте

Вся жизнь Александра Морозова связана с Петербургом: урожденный ленинградец, он сначала окончил Хоровое училище им. М. И. Глинки, а затем – Ленинградскую консерваторию. Блестящая хоровая выучка, дирижерское образование (в том числе два курса в консерватории) и практика дирижера-хоровика стали профессиональным фундаментом сольной карьеры артиста. Его консерваторским педагогом был великий Николай Охотников, воспитавший целую плеяду мариинских басов: из класса Охотникова вышли также Владимир Феляуэр, Виталий Янковский, Юрий Власов. Спустя годы Александр Морозов тоже стал преподавателем вокала – ныне он трудится в Педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Уже будучи в составе труппы Кировского театра, Александр Морозов выиграл Международный конкурс им. П. И. Чайковского, завоевав в этом состязании I премию, золотую медаль и специальный приз. В ансамбле с певцом выступала тогда пианистка Ирина Соболева, концертмейстер Мариинского театра, ставшая дипломантом конкурса. Супруга Александра Морозова, Ирина Соболева принадлежит сегодня к числу самых авторитетных музыкантов Мариинского театра, чья кропотливая и самоотверженная работа лежит в основе множества крупнейших достижений мариинской сцены в течение последних десятилетий.

Оперный репертуар Александра Морозова огромен: около шестидесяти партий русского и европейского репертуара. Им спеты ключевые басовые партии отечественных опер XIX–XX веков. Арии Бориса Годунова, Пимена, Досифея в исполнении Морозова становились кульминациями спектаклей. Европейская опера представлена в его послужном списке во всем многообразии: Россини и Вагнер, Моцарт и Верди, Оффенбах и Бриттен, Бизе и Яначек… Среди любимейших партий – Иоканаан в «Саломее» Рихарда Штрауса. Многолетнее служение Александра Морозова музыке и театру отмечено званием заслуженного артиста России и орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

На концерте 27 апреля в зале Рахманинова Александр Морозов выступит с камерной программой – сочинениями Чайковского и Рахманинова. Прозвучат знаменитые, всеми любимые романсы Чайковского «Благословляю вас, леса!», «Нет, только тот, кто знал», Серенада Дон Жуана («Гаснут дальней Альпухары золотистые края…»), «Соловей». В рахманиновскую часть певец включил «Сон», «В молчаньи ночи тайной», «Я не пророк», «Всё отнял у меня». Выступление завершит знаменитая каватина Алеко («Весь табор спит»), которую нередко называют последней великой арией в истории русской оперы.


Кумир петербургской публики Юрий Марусин поет в Мариинском театре больше четырех десятилетий. Вопреки распространенной в оперном мире практике с возрастом переходить на более низкую тесситуру, он сохраняет свою вокальную категорию. «Голос, голос и еще раз голос» – так артист отвечает на вопрос о том, что самое главное в оперном искусстве. Звонкий, сильный, гибкий, ровный по всему диапазону тенор Юрия Марусина узнаваем с первой ноты. Уникальная вокальная природа позволила артисту с одинаковым успехом петь и лирические, и драматические партии; любимыми при этом остаются трагические, противоречивые образы. Программа концерта, который состоится 27 апреля 2022 года в зале Рахманинова, позволит услышать Марусина в разных амплуа. Половина номеров – русская музыка: Чайковский, Глиэр, Свиридов. Первый номер – знаменитое ариозо Германа. Главный герой «Пиковой дамы» Чайковского – непревзойденная работа Марусина: как в музыкальном, так и в актерском отношении. В своей коронной партии Юрий Марусин выступал на самых престижных мировых сценах – во Франции, Испании, Великобритании, Германии, США и других странах. Но эталонным остался тот образ мятущегося, страдающего Германа, который Марусин создал на сцене Мариинского театра – в спектакле Юрия Темирканова.

Второй блок концертной программы артиста – итальянская музыка, звездные арии тенорового репертуара: ария Джонсона, баллада Герцога. Марусин обладает всеми достоинствами пуччиниевского певца – чрезвычайно широким дыханием, мощными и стабильными верхними нотами, протяженной кантиленой, выразительной фразировкой. Множество триумфов Марусин пережил и в вердиевском репертуаре. Партия Герцога из «Риголетто» когда-то открыла ему путь к вершинам славы. Арию Герцога Марусин пел в третьем туре Международного конкурса им. Виотти в Верчелли (1976), где артист завоевал I премию и золотую медаль. Два года спустя в болгарской Плевне солист выиграл Конкурс лауреатов международных конкурсов – состязание лучших из лучших, – где снова пел в «Риголетто». Марусиным в партии мантуанского герцога восхищались зрители во всем Советском Союзе еще и благодаря популярному телефильму Виктора Окунцова (1987).

В ансамбле с Юрием Марусиным выступит заслуженная артистка России Елена Матусовская, с которой певца связывают долгие годы плодотворного сотрудничества.

Сегодня в списке партий Юрия Марусина – шестьдесят девять названий. Но его дар проявляется не только в театре и на концертных площадках: Юрий Михайлович многие годы преподает вокал в Санкт-Петербургской консерватории. Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Почета Юрий Марусин продолжает восхищать слушателей своим необычайным талантом, отточенным мастерством и творческим долголетием.


Ольга Трифонова впервые вышла на сцену Мариинского театра в 1994 году в образе Барбарины: с этой небольшой, но по-моцартовски совершенной партии начинали свою карьеру многие выдающиеся сопрано. Ангельский голос Трифоновой вкупе с очаровательным сценическим образом сразу покорили петербургскую публику. В то время певица училась в Петербургской консерватории, в классе Валентины Николаевны Гаген, которая воспитала множество первоклассных оперных солистов. Путь на мариинскую сцену артистке открыла победа на I Международном конкурсе молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова. Ария Царицы ночи, феерически исполненная Ольгой на гала-концерте победителей, не оставляла сомнений: на оперном небосклоне появилась многообещающая звезда. Последовали новые победы на международных конкурсах, а репертуар певицы начал пополняться все более сложными партиями. Хрустально-чистое, ровное по всему широкому диапазону лирико-колоратурное сопрано Ольги Трифоновой зазвучало в «Севильском цирюльнике» (Розина), «Обручении в монастыре» (Луиза). Как ведущая солистка Мариинского театра, Ольга Трифонова блистала в самых виртуозных партиях мирового репертуара; она пела Соловья в опере Стравинского, Людмилу в глинкинском «Руслане», Шемаханскую царицу в «Золотом петушке», Амину в «Сомнамбуле», Джильду в «Травиате», Марфу в «Царской невесте» – всего почти три десятка партий. Одна из вершин творчества артистки – Снегурочка в опере Римского-Корсакова, партия, будто созданная для Ольги Трифоновой с ее холодновато-серебристым и вместе с тем нежным голосом.

На концерте 27 апреля в зале Рахманинова заслуженная артистка России Ольга Трифонова исполнит и камерную, и оперную музыку: четыре романса Чайковского («Скажи, о чем в тени ветвей», «Забыть так скоро», «Он так меня любил», «Кабы знала я»), дивную созерцательную арию Русалки «Месяц на небе» из первого акта оперы Дворжака и грациозную арию-вальс кокетки Мюзетты из пуччиниевской «Богемы».

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход