Санкт-Петербург, Мариинский-2

Лоэнгрин


опера Рихарда Вагнера


Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
 

Исполнители

Генрих Птицелов – Михаил Петренко
Лоэнгрин – Сергей Скороходов
Эльза – Анна Нетребко
Фридрих фон Тельрамунд – Евгений Никитин
Ортруда – Надя Михаэль
Королевский глашатай – Александр Никитин

Мировая премьера: 28 августа 1850 года, Придворный театр великого герцога, Веймар
Премьера в Мариинском театре: 4 октября 1868 года (на русском языке, перевод Константина Званцова)
Премьера постановки: 1 июля 1999 года

Продолжительность спектакля 4 часа 30 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Рихарда Вагнера
Либретто композитора

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Константин Плужников (1999 год)
Режиссеры возобновления: Марина Мишук и Александр Маскалин (2014 год)
Сценография – Евгений Лысык
Художник-постановщик – Тадей Рындзак (по эскизам Е. Лысыка)
Художник по костюмам – Оксана Зинченко (по эскизам Е. Лысыка)
Художник по свету – Егор Карташов
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Главный хормейстер – Константин Рылов
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская

Краткое содержание

Антверпен, первая половина Х столетия. Умирая, герцог Брабантский поручил своих детей Эльзу и Готфрида родственнику, графу Фридриху фон Тельрамунду, которому он также даровал право на руку Эльзы. Однажды Эльза и Готфрид гуляли в лесу, откуда Эльза возвратилась одна. Подозревая Эльзу в убийстве брата и в сговоре с неизвестным любовником, Тельрамунд женился на Ортруде, последней представительнице древнего знатного рода. В действительности же Ортруда колдовским образом превратила Готфрида в лебедя, убедив при этом Тельрамунда в виновности Эльзы.

Действие первое
Саксонский король Генрих Птицелов прибыл в Брабант, чтобы собрать рыцарей против надвигающихся с востока вражеских армий. На берегу Шельды он встречает Тельрамунда, который обвиняет Эльзу в убийстве ее брата и притязаниях на герцогский престол. Король призывает Эльзу. Вместо оправдания она рассказывает свой сон: ей явился светлый небесный рыцарь, который защитит ее от тяжких обвинений. Король не в состоянии вынести вердикт о ее вине или невиновности и предлагает решить спор поединком, полагаясь на Божье правосудие. Тельрамунд готов вступить в бой, но кто защитит Эльзу? В ответ на дважды повторяющиеся призывы королевского Глашатая и горячие молитвы Эльзы появляется Лоэнгрин. Он выходит на берег из ладьи, влекомой белоснежным лебедем. Лоэнгрин готов сразиться за честь Эльзы и назвать ее своей супругой при условии, что она никогда не спросит его имя. Эльза согласна. Лоэнгрин побеждает в поединке Тельрамунда, но дарует ему жизнь.

Действие второе
Антверпенский замок ночью. Изгнанные Тельрамунд и Ортруда притаились в сумраке: он обвиняет ее в обмане. Ортруда высмеивает его малодушие, утверждая, что Лоэнгрин воспользовался злыми волшебными силами для победы в поединке. Чтобы одолеть Лоэнгрина, они с Тельрамундом должны уговорить Эльзу нарушить договор, задать запретный вопрос. В окне появляется Эльза: она переполнена счастьем. Ортруда возбуждает в ней жалость. Тронутая стенаниями Ортруды, Эльза впускает ее в свои покои. Ортруда сеет сомнения в Эльзе, предостерегая ее, что неизвестный покровитель в один прекрасный день может так же таинственно исчезнуть, как и появился. С наступлением дня Глашатай возвещает о предстоящей свадьбе Эльзы и Лоэнгрина. Тельрамунд осужден на изгнание. Лоэнгрин отвергает герцогский титул, желая называться только покровителем Брабанта; он поведет брабантские полки против врагов. Начинается свадебное шествие. На ступенях церкви Ортруда, преследующая Эльзу, внезапно обвиняет Лоэнгрина в колдовстве. Эти же обвинения бросает в лицо Лоэнгрину и Тельрамунд. Но только Эльза может потребовать от рыцаря открыть его тайну. Эльза смущена, однако отказывается сделать это, и свадебная церемония продолжается.

Действие третье
Свадебная процессия сопровождает новобрачных в их опочивальню, где Тельрамунд с двумя сообщниками затаились в ожидании. Лоэнгрин и Эльза впервые один на один говорят о своей любви. Но беспокойство Эльзы растет. Когда наконец она задает Лоэнгрину роковой вопрос, внезапно врывается Тельрамунд со своими вассалами. Тельрамунд падает, сраженный мечом Лоэнгрина. Лоэнгрин объявляет, что откроет Эльзе свое имя в присутствии Короля.
Король приветствует рыцарей, собравшихся выступить в поход против врага. Вносят тело убитого Тельрамунда, за ним следуют сломленная горем Эльза и печально-торжественный Лоэнгрин. Он сообщает, что не может вести на битву войско Короля. Защищаясь, он убил Тельрамунда; его жену Ортруду он обвиняет в клятвопреступлении. Рыцарь открывает свою тайну: он сын Парсифаля, посланный на землю братством святого Грааля, чтобы защищать невинных и угнетенных. Посланцы Грааля наделены несокрушимым могуществом при одном условии: никто не должен знать их имени и происхождения. Тайна Лоэнгрина нарушена, и он должен удалиться. Появляется лебедь, влекущий ладью. Лоэнгрин ласково прощается с Эльзой: еще год – и красивая птица закончила бы свою печальную службу. Грааль отпустил бы ее на волю, к Эльзе вернулся бы ее брат. Лоэнгрин вручает ей три своих дара для Готфрида, когда тот вернется: меч, рог и кольцо. Ортруда в злобном неистовстве открывает, что это она превратила Готфрида в лебедя, замкнув золотую цепь вокруг его шеи. Лоэнгрин возносит молчаливые молитвы. Злые чары разрушены. Лебедь обращается в прекрасного юного Готфрида. Лоэнгрин провозглашает его герцогом Брабанта и удаляется. Эльза падает бездыханной на руки брата.


Невинная принцесса обвиняется в страшном преступлении. Ее положение кажется отчаянным, но тут является неведомый заступник – бесстрашный рыцарь. Вершится божий суд, злодей посрамлен, народ ликует, рыцарь ведет принцессу под венец. Сюжет очень уж привычный; но именно с того момента, на котором большинство подобных историй заканчивается, в «Лоэнгрине» начинается самое главное. Исчерпав внешний конфликт, Вагнер сосредоточивается на внутреннем. При всей своей медлительной эпичности «Лоэнгрин» чрезвычайно психологичен. Заворожив слушателей видениями «тонкого мира» в оркестровом вступлении, решительно покончив с несправедливым судебным разбирательством в первом действии, Вагнер далее – на протяжении двух актов – разворачивает напряженную психологическую драму. Существует немало опер о любви, но именно в «Лоэнгрине» тема любви развита глубоко и последовательно до беспощадности. Что значит безусловная любовь (или, как сейчас говорят, «безусловное принятие»)? Существуют ли в любви границы доверия и самоотдачи? Существует ли право знать? Право скрывать? Где мера свободы человека и его ответственности? Вагнер соединил двух идеально подходящих друг другу героев и убедился, что гармония между ними невозможна. Его самого эта ситуация потрясала до слез; он даже пытался переделать финал, но убедился, что «Лоэнгрин» может закончиться только так, а не иначе. Написанная в годы общественно-политических волнений середины XIX века композитором-оппозиционером, опера «Лоэнгрин» чрезвычайно пессимистична: миссия провалена, царство Грааля на земле не построить. Хотя детективная линия в сюжете заканчивается благополучно – пропавший без вести мальчик возвращается и, наверное, будет хорошим правителем Брабанта, – генеральная линия завершается трагичнее, чем даже в «Тристане», где влюбленные, пусть и в ином мире, все же соединились.
При этом «Лоэнгрин» отнюдь не мрачная опера: наоборот, она вся пронизана неземным светом Грааля, прозрачным эфиром горнего царства. Композитор сотворил это сияние музыкальными средствами, а художники, оформившие мариинского «Лоэнгрина» по эскизам львовского сценографа-визионера Евгения Лысыка, воплотили его в красках. «Готическая» сценография звучит величественным визуальным аккордом, а музыканты создают живописное вокально-симфоническое полотно, мастерски отделывая каждую деталь. Спектакль Мариинского театра осуществляет мечту Вагнера о синтезе искусств, о единении слышимого и видимого в цельный и мощный художественный образ. Христина Батюшина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)