Санкт-Петербург, Концертный зал

Энеску. Бетховен

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Пааво Ярви

В программе:
Джордже Энеску
Симфония № 1 ми-бемоль мажор, соч.13

Людвиг ван Бетховен
Симфония № 7 ля мажор, соч. 92

Первая симфония Джордже Энеску впервые прозвучала 21 января 1906 года в парижском театре Шатле на одном из концертов дирижера Эдуара Колонна. Молодой румынский композитор до начала Первой мировой войны жил главным образом в Париже, летние месяцы проводя на родине.
Французская симфония тогда переживала трудные времена: ни Массне, ни Дебюсси, ни Равель – никто из ведущих композиторов симфоний не писал. В это самое время традицию подхватил и поддержал Энеску. Подобно знаменитой симфонии Сезара Франка (1883), его Первая – в трех частях. В музыке местами слышатся отзвуки Вагнера, с чьим влиянием композиторы Франции так мучительно тогда расставались. Поразительные оркестровые эффекты во второй части напоминают о Дебюсси, а жесткость некоторых эпизодов говорит о том, что неоклассицизм уже не за горами.
Энеску хотел видеть в оркестре более ста инструментов: 76 смычковых, две арфы, огромное разнообразие духовых инструментов (среди которых, по французской традиции, две трубы и два корнета). Ни в Первой, ни в последующих симфониях Энеску нет никаких национальных черт. Успех «Румынской поэмы» (1898) и двух «Румынских рапсодий» (1901) не соблазнил композитора ввести фольклорный материал в сочинения более серьезного и высокого жанра, призванного говорить не о частном, а о всеобщем.
Первая симфония посвящена итальянскому композитору и пианисту Альфреду Казелле. Вместе с ним Энеску с 1902 года играл в трио, а прежде оба учились в Парижской консерватории, куда вундеркинд Энеску поступил в 14-летнем возрасте, уже окончив к тому времени консерваторию в Вене.

Работу над Седьмой симфонией Людвиг ван Бетховен завершил весной 1812 года. Сочинение впервые прозвучало только 8 декабря 1813 года вместе с «батальной симфонией» «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». После многих лет наполеоновских войн Австрия пребывала в победной эйфории, и новая симфония Бетховена как нельзя лучше соответствовала всеобщему настроению. Вскоре Седьмая заняла почетное место в «культурной программе» Венского конгресса.
Вагнер назвал Седьмую симфонию Бетховена «апофеозом танца». Действительно, она пронизана энергичными ритмами, и в ней нет ни одной по-настоящему медленной части. Музыка этой симфонии не движется от страдания к радости – радость царит в ней, начиная с первой части, и в финале достигает экстатической степени.
Партитура симфонии посвящена Бетховеном его другу и меценату графу Морицу фон Фрису, фортепианное переложение – императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход