Санкт-Петербург, Концертный зал

Штраус. Берлиоз


Рихард Штраус. «Метаморфозы». Этюд для 23 струнных инструментов

Гектор Берлиоз. Драматическая симфония «Ромео и Джульетта»
Солисты: Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Дмитрий Воропаев (тенор), Евгений Никитин (бас)

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Драматическая симфония Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта» была написана в 1839 году и впервые исполнена год спустя. Текст принадлежит Эмилю Дешану, который опирался на трагедию Шекспира в обработке Дэвида Гаррика.
В этом произведении Берлиоз подтвердил репутацию наследника Бетховена, чьей Девятой симфонией подсказаны и масштабы «Ромео и Джульетты» (на премьере оркестр состоял из 160 музыкантов), и идея использовать хор и солистов. Таким образом, «Ромео» находится на полпути между симфонией и оперой.
Берлиоз выбрал ключевые сцены трагедии Шекспира, но акценты расставил очень индивидуально, как настоящий романтик. Хоровые интродукция и финал обрамляют три симфонические части, которые принадлежат к наиболее известным страницам симфонии: «Большой праздник у Капулетти», «Сцена любви. Джульетта на балконе и Ромео в тени», «Фея Маб, царица снов» (скерцо). Более всего приближается к оперной сцене финал с арией патера Лоренцо и хоровой Клятвой примирения.
Уже в XIX веке симфония «Ромео и Джульетта» получила признание у русской публики. Неудивительно, что отзвуки Берлиоза слышатся даже в «Лебедином озере».

Анна Булычева

 

Рихард Штраус «Метаморфозы» (1945)
Грандиозное адажио для 23 струнных инструментов – одно из самых личных и прочувствованных творений в обширном наследии композитора. Непосредственным поводом для его создания явились трагические события последних месяцев Второй мировой войны, о которых немецкий мастер писал своему другу Й. Грегору: «Я в отчаянном настроении! Разрушен дом Гете, эта величайшая святыня мира! Мой прекрасный Дрезден – Веймар – Мюнхен, все пошло прахом!». Штраус не скрывал программного замысла пьесы, ставшей прощанием с великой культурой Германии, последним представителем которой композитор себя ощущал, и одновременно – отражением своей собственной прошедшей жизни. В метаморфозах мотивов печального поминовения, составляющих основу сочинения, содержится множество музыкальных аллюзий – это и тема короля Марка из вагнеровского «Тристана», и тема Мандрики – героя «Арабеллы», последней оперы Штрауса, написанной в сотрудничестве с великим драматургом Гуго фон Гофмансталем. Своеобразным мотто произведения является тема Траурного марша из Героической симфонии Бетховена, самое явственное проведение которой автор снабжает словами «In memoriam».

Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход