05.03.2016

Art Vocal Ensemble на фестивале «Поющая масленица»

8 марта в Концертном зале выступит Art Vocal Ensemble, еще один участник I международного хорового фестиваля «Поющая масленица». Об армянском коллективе, впервые прибывшем в Петербург, рассказывает его руководитель Арно Бархударян.

Наш коллектив образовался в 2005 году как хор храма Святого Месропа Маштоца в Ошакане (село в 20 километрах от Еревана. – Прим. ред.). На протяжении пяти лет я собирал для него все новые голоса. Исполнительский уровень позволял нам участвовать в мероприятиях, организуемых руководством церкви. По предложению главы епархии в 2010 году хор был полностью реорганизован, превратившись в концертный ансамбль солистов, и с тех пор существует как независимый коллектив.

У меня не было возможности собрать смешанный состав, поскольку мужчинам у нас петь некогда, они должны обеспечивать семье достойное проживание. И я не сторонник приглашения певцов на разовые выступления, поэтому довольствуюсь женскими голосами. Пришлось приложить немало усилий, чтобы разрешить проблему звучности, колорита, пространства. Когда-то у меня был мужской хор, мне есть с чем сравнивать. Когда возникают трудности с музыкальным рисунком, я всегда спрашиваю себя: «А как бы это прозвучало с мужским составом?» Воспоминание о той звучности помогает принимать правильные решения.

Аутентистами нас можно назвать лишь отчасти. Я сторонник моста между историей и восприятием современного слушателя. В зависимости от произведений иногда я избегаю сочного звучания, используя графические штрихи.

Программа, которую мы везем, будет исполнена в Петербурге впервые. Она называется «Утерянные корни». Произведения описывают красоту и богатства Западной Армении, утраченные из-за Первой мировой войны, а также из-за геноцида армян в 1915 году. Рядом с фольклорным жанром будут представлены духовные сочинения, начиная с V века и по сей день. Большинство из них были реконструированы и переведены в многоголосие Каро Чаликяном – этнографом, музыкантом, ученым, архитектором. Как и Комитас, он был собирателем народных песен. Мне важно представить на суд публики творчество двух этих равновеликих мастеров. Их роднит то, что оба пошли путем соединения голосов в многогласие не с помощью европейской тональной гармонизации, а армянской ладовой системы – совокупности трех сплетенных между собой серий чистых кварт: миксолидийского, эолийского и локрийского ладов.

Я познакомился с Чаликяном, когда мне было 14 лет. Меня, дисканта, приняли в его хор – хор храма Святого копья. Позже, когда он уже не руководил коллективом, посвятив себя научной деятельности, мы встретились и, услышав достижения нашего ансамбля, он доверил нам исполнение своих обработок.

В отличие от других культур в армянской вы не застанете крестьянина поющим без всякой причины дома. Все песенные жанры обусловлены каким-либо событием или действием.

Мы подготовили разнохарактерную программу. В фольклорном жанре представим танцевальные, лирико-любовные, бытовые и игровые песни. В духовной музыке хотели бы показать контраст между глубоким, одухотворенным шараканом (песнь из сборника древнейших стихов Армении V–XIII веков. – Прим. ред.) «Безначальный, единосущный» и яркой, многослойной и величественной песнью «Христос воскресе».

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход