02.03.2016

В честь Бориса Брегвадзе

4 марта балет «Дон Кихот» пройдет в посвящении народному артисту РСФСР, профессору Борису Яковлевичу Брегвадзе.

О Борисе Брегвадзе писали, что достаточно увидеть этого танцовщика на сцене хоть раз, чтобы запомнить и полюбить. Публика его боготворила. А сам артист на вопросы о секрете своего успеха отвечал: «Надо танцевать с душой. Главное – с душой». И в простоте этого ответа не было лукавства. Выходя на сцену, Брегвадзе не просто перевоплощался в персонажа, он искренне жил в танце. «Он всегда смотрит в глаза партнерши, в них всегда есть правда, – вспоминала Татьяна Вечеслова, с которой Борис Брегвадзе исполнил первые свои партии на сцене Кировского театра. Его моментальная реакция так искренна, что не может не передаваться зрителям. Он находчив и почти никогда не повторяется, и его внутренняя убежденность оправдывает любое сценическое положение». Эта внутренняя убежденность неизменно поддерживалась безупречностью формы танца – блестящей выучкой, виртуозной техникой и элегантностью.

Первые шаги в профессии Борис Брегвадзе делал в родном Саратове, сначала в танцевальном кружке, затем в театральном училище. И даже война, с началом которой училище было закрыто, не смешала планов и не изменила сознательного выбора дела жизни: поучившись в авиационном техникуме, Брегвадзе все-таки вернулся к полетам сценическим. Первые его балетные персонажи родились в спектаклях Саратовского театра оперы и балета. А затем, поступив в Ленинградское хореографическое училище и проучившись год в классе Б.В. Шаврова, в 1947 году Брегвадзе стал артистом Театра имени С.М. Кирова.

Он ворвался на эту сцену полетом Ветра в балете «Весенняя сказка» будучи студентом. Как и первую свою главную роль, Андрея в ленинградском балете «Татьяна», станцевал, еще не выпустившись из училища. Брегвадзе покорял обаянием в «Дон Кихоте»: полеты, заноски и пируэты его Базиля никогда не были демонстрацией техники, виртуозность становилась выражением энергии и жизнелюбия его героя. В сложнейшем вагановском па-де-де Дианы и Актеона Брегвадзе органично сочетал экспрессию силового танца с отточенной красотой поз. В партии Солора в «Баядерке» – музыкальность пантомимы с красноречием стремительных прыжков. Его драматическая выразительность стала залогом успеха в «Медном всаднике», «Маскараде», «Отелло». А еще были Фрондосо в «Лауренсии», Ферхад в «Легенде о любви», Спартак в одноименном якобсоновском шедевре, Али-Батыр в «Шурале», Принц в «Золушке», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Ленни в «Тропою грома»…

Брегвадзе блистал на Кировской сцене 20 лет, щедро делясь со зрителем и с партнерами по спектаклям светом своего таланта и любви к танцу, и еще не закончив исполнительский путь, начал преподавать в школе – делиться мастерством с будущими артистами, зажигать огонь увлеченности профессией в юных сердцах. В классе Борис Яковлевич передавал не только ремесло, чудо его педагогики было в умении заразить учеников азартом своего танца, вырастить не просто исполнителей, а артистов. Когда его воспитанники на конкурсе делили едва ли не все призовые места, Брегвадзе называли безоговорочным победителем профессиональных состязаний. Но главные победы Брегвадзе-педагога – на сценах многих театров мира, где танцевали и танцуют его ученики – Андрей Босов, Юрий Васильков, Николай Сергеев, Владимир Шишов, Антон Плоом, Михаил Лобухин, Григорий Попов, Павел Москвито, Константин Зверев, Филипп Степин, Сергей Стрелков.

Брегвадзе с удовольствием делился опытом и с теми, кто не готовился выходить на профессиональную балетную сцену, – в 1964 году он создал, возглавил и долгие годы руководил кафедрой хореографии ленинградского Института культуры. Как когда-то зрителей, так потом студентов и учеников Борис Яковлевич вдохновлял своим примером отдаваться стихии танца и танцевать всегда с душой.

Ольга Макарова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход