25 ноября Алексей Марков дебютирует в партии Эскамильо в опере «Кармен» на новой сцене Мариинского театра.
Образ красавца-тореадора, всегда побеждающего и на арене, и в любви, – один из самых ярких и благодарных в баритоновом репертуаре. Более того, это – уникальный случай в оперной литературе, когда баритон оказывается счастливым соперником традиционного героя-любовника – тенора! Именно Эскамильо покоряет сердце свободолюбивой и непостоянной цыганки: их дуэт в последнем действии – единственный эпизод оперы, в котором мужчина ведет, а Кармен ему подчиняется.
Бизе постоянно подчеркивает сходство двух персонажей музыкальными средствами. Поручая роль роковой табачницы меццо-сопрано (а героине оперы в те времена предписывалось обладать высоким голосом), композитор назначает ее избранника баритоном, причем сочиняет эту партию в предельно низкой тесситуре. Не все смогли разгадать его замысел (например, Шостакович считал такое решение ошибкой Бизе), а между тем он представляется весьма закономерным: ведь Эскамильо – не просто харизматичный красавец с сильным мужским началом, но тоже роковой герой, ревность Хозе к которому приводит к трагической развязке.
Близость Кармен и Эскамильо, особое положение этой пары среди других персонажей оперы, задается еще до момента их появления на сцене. Бизе изобрел гениальный прием, позволяющий сразу же привлечь к важному действующему лицу всеобщее внимание. Выход тореадора во втором действии (аналогично выходу Кармен в первом) подготавливает большая хоровая встреча: толпа с нетерпением ожидает победителя корриды, приветствуя и прославляя его («Виват, Тореро! Виват, Эскамильо!»). И герой появляется на кульминации этого хора, причем с самым эффектным своим номером – знаменитыми куплетами Votre toast.
Роль Эскамильо, хотя и не самая значительная по объему музыкального материала (помимо куплетов и любовного дуэта с Кармен, она включает дуэт-поединок с Хозе), предъявляет высокие требования к исполнителю: наряду с безупречным вокалом артист должен обладать темпераментом и выигрышной фактурой – благородной и мужественной внешностью, статной фигурой с идеальной осанкой. Героические образы Алексея Маркова давно и заслуженно пользуются широким признанием на крупнейших оперных сценах мира. Раскрыть секреты успеха Эскамильо в спектакле Алексея Степанюка ведущему баритону Мариинской оперы помогут аутентичные костюмы испанских тореадоров.