С 24 сентября по 4 октября балетная трупа и оркестр Мариинского театра представят спектакли «Раймонда» и «Золушка» на западном побережье США в Калифорнии. Грядущие гастроли организованы продюсерской компанией Ardani Artists, с которой Мариинский театр сотрудничает уже много лет. В преддверии американского тура президент Ardani Artists, Сергей Данилян, ответил на несколько наших вопросов.
– Вы уже много лет работаете на балетном рынке. На что идет американский зритель – на бренд Мариинского, на имена исполнителей, на названия спектаклей?
– Я помню болезненный переход от «Киров балет» к «Мариинскому» – случалось немало казусов! Ребрендинг помогли осуществить титанические усилия художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева – прежде всего, регулярные гастроли оркестра Мариинского театра, который также был известен на рынке как «Киров оркестр», и гастроли балетной и оперной трупп. Понятно, что за последние 15 – 20 лет поколение тех, кто помнит «Киров», повзрослело, если не сказать постарело, а приток новых зрителей – болезненный процесс во всех формах исполнительских искусств. И также сменилось не одно поколение артистов балетной труппы Мариинского театра. Мне повезло, на момент активного сотрудничества с Мариинским театром его балетную афишу украшали имена таких исполнителей, как Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Светлана Захарова, Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов, Андриан Фадеев, Леонид Сарафанов и многие другие. Участие этих артистов в гастролях балетной труппы в Северной Америке для меня всегда было очень важно. Они узнаваемы, любимы, их мастерство формировало представление о новом Мариинском балете. Трудно ответить, что сегодня срабатывает лучше, думаю, что все – и имена, и бренд, и репертуар. Балет Мариинского театра всегда находится на высоком уровне. Я не знаю, кто еще в мире танцует классический репертуар так, как артисты Мариинского театра.
– Балетная труппа Мариинского выступает в США регулярно. Как бы вы охарактеризовали динамику интереса американского зрителя к деятельности Мариинского балета? Политическая ситуация влияет на интерес к гастролям?
– Я могу сразу сказать, что политическая ситуация никакого влияния на выступления российских артистов, и тем более артистов балета Мариинского театра, не оказывает. Я бы даже сказал наоборот: культура остается, пожалуй, единственным мостиком между нашими странами и служит взаимопониманию наших народов. Проблема заключается в том, что за последние как минимум 15 лет само понятие гастроли обрело новое значение, и задачи изменились. Если раньше гастроли были своего рода дополнительным источником дохода, то сегодня гастроли выполняют больше имиджевую функцию. Многие танцевальные труппы (не в сравнение с Мариинским театром) сегодня выезжают на гастроли только ради того, чтобы напомнить, что они есть! Ну и соответственно показать, чем они сегодня живут. Интерес к выступлениям балета Мариинского театра, прежде всего, связан с тем, что составляет его славу – классическим наследием. Для меня лучшие классические балеты сегодня находятся в репертуаре именно Мариинского театра, и за последние 15 лет нашего сотрудничества мы показали в Северной Америке практически все, чем театр может гордиться. Ведь репертуар театра уникальный!
– Когда началось ваше сотрудничество с Мариинским театром? Для вас как для продюсера тот первый проект был связан с бóльшим риском в сравнении с нынешним?
– Мы сотрудничаем с Мариинским театром 20 лет, из которых 15 лет проводим гастроли по городам Канады и США. Конечно, первые большие гастроли были очень рискованными. Скажем, в Лос-Анджелесе в день спектакля произошла авария, и было отключено электричество на всей территории, прилегающей к театру, включая отель, в котором жили участники гастролей. Не работали лифты, туалеты, кондиционеры, театр закрыли даже для артистов, зрителям стали возвращать билеты без согласования со мной. Пришлось срочно принимать решение. Спектакль перенесли на следующий день, а это был понедельник, благо в тот день нам надо было не лететь в другой город по маршруту, а лишь переехать на автобусе в пригород Лос-Анджелеса. Но тогда мы еще не знали, что наши приключения только начинались: в связи с пожарами в лесах вокруг Коста Месы закрыли местный аэропорт, откуда труппа должна была лететь в следующий город с пересадкой в городе Финикс. Пепел летал в воздухе, было ощущение странного пепельного дождя. Пришлось принимать оперативное решение и делать ночной «бросок» на автобусах из Коста Месы в аэропорт города Финикс, чтобы успеть к стыковочному рейсу и долететь до Детройта. И мы ехали в ночи через пылающие леса... В 2006 году мы провели фестиваль Мариинского театра, в котором принимала участие оперная труппа, балетная, два оркестра, хор, академия молодых певцов: 600 артистов, 18 выступлений за 21 день! Тот фестиваль проходил в рамках открытия нового концертного зала в Коста Месе, где стартуют и нынешние осенние гастроли.
– Почему для предстоящего тура вы выбрали «Раймонду» и «Золушку»?
– Коста Меса – особое место на культурной карте Америки. Сегерстром центр носит имя своего основателя, Хенри Сегерстрома, который недавно ушел из жизни, уникального человека, филантропа, оставившего после себя роскошный центр исполнительских искусств. Мариинский театр выступает там регулярно, и за эти годы, как я уже сказал, мы показали практически весь классический репертуар театра, но никогда не было «Раймонды», этот балет знают в Америке плохо. А наша задача – показать не только то, что зрители знают хорошо, но и то, что, на наш взгляд, должно вызвать у них интерес.
Что касается «Золушки», то выбор этого спектакля связан, прежде всего, с тем, что сегодня в США имя Алексея Ратманского хорошо знакомо зрителям по его работе с труппой Нью-Йорк сити балет и с труппой Американского театра балета. Недавно «Золушка» была успешно показана в Нью-Йорке, и сразу после этого было принято решение пригласить на гастроли именно этот балет. Тем более, в Беркли и Лос-Анджелесе заглавную партию исполнит Диана Вишнёва, чье имя хорошо знакомо поклонникам балета Мариинского театра. Я рад, что в гастролях примут участие также хорошо знакомые зрителям Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров и представители нового поколения ведущих солистов – Оксана Скорик, Тимур Аскеров, Кристина Шапран, Анастасия Матвиенко, Константин Зверев и многие другие, чей талант будет покорять сердца американцев.