Показ балета «Ромео и Джульетта» 23 июня посвящен создателю спектакля, хореографу Леониду Михайловичу Лавровскому.
Творческий путь Леонида Михайловича начинался на берегах Невы. В Петрограде он постигал азы профессии – учился в Театральном училище, танцевал в спектаклях Театра имени Кирова, участвовал в постановках своего однокашника Георгия Баланчивадзе (бессюжетные опусы которого потом резко критиковал за отсутствие действенности). В Ленинграде в 1920–1930-е создавал свои первые балеты – для школы, для Малого оперного театра и искал в них решения средствами танца самых серьезных драматических конфликтов. В Ленинграде в 1940 году он сочинил и свой главный шедевр – «Ромео и Джульетту», вписавший нескромно выдуманную фамилию Лавровский (по рождению хореограф – Иванов) в историю мирового балета. Созданный в сотрудничестве с режиссером Сергеем Радловым и художником Петром Вильямсом на гениальную музыку Прокофьева, спектакль отвечал эстетическому «заказу» времени. Большая литература в балете, представленная в духе эрмитажных шедевров шекспировская эпоха, социальный конфликт, борьба любящих новых людей Возрождения с мракобесием средневекового прошлого и танец, подчиненный драматичному сюжету, – все это вполне соответствовало художественным устремлениям времени. Лавровский насыщал танец действенностью и оправдывал танцевальные сцены с позиций литературного развития сюжета и в других своих постановках, созданных уже позже на посту главного балетмейстера Большого театра в Москве. Однако именно в «Ромео и Джульетте» сложился идеальный сплав завораживающего ощущения эпохи, эмоционального единения танца с музыкой и театральности. Созданный в точном соответствии тексту Шекспира, этот балет-пьеса ставил перед танцовщиками серьезные актерские задачи, и именно ему мир обязан рождением чуда Джульетты Галины Улановой. Лавровский верил в актерское соавторство и ревностно отстаивал необходимость драматической составляющей в балете. И неслучайно спустя годы, уйдя с представления своего «Ромео», расстроенный, он написал: «Нет актера – и нет спектакля». Для Лавровского балет был прежде всего театром. И история сохранила имя хореографа как автора спектакля, ставшего воплощением лучших традиций драмбалета. Но время драмбалета прошло, сошли со сцены большинство творений Лавровского, а его «Ромео и Джульетта» в Петербурге, в родном театре хореографа и спектакля, и сегодня остается для артистов высшей школой выразительности и актерского мастерства. А на сценах десятков театров мира живут другие хореографические версии шекспировской трагедии, вдохновленные спектаклем Леонида Лавровского.
Ольга Макарова