16.06.2015

Памяти Владислава Пази

Сегодня, 16 июня, «Обручение в монастыре» пройдет в посвящении его постановщику Владиславу Пази.

«Обручение в монастыре» – одна из немногих опер в репертуаре Мариинского, воплощенных режиссером драматического театра. В 1996 году взяться за ее постановку пригласили Владислава Пази (1945-2006) . Имя его, еще два года назад новое для театрального Петербурга, тогда было на устах у всех, увлеченных театром. Он приехал из театра им. Айтматова в Бишкеке, который возглавлял восемь лет, и поставил для театра им. Комиссаржевской спектакли, тут же ставшие популярными, – «Даму с камелиями» (1994) и «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» (1995). Зрители жаждали видеть, критики разделились на восхищенных и негодующих – ведь оба эти спектакля, созданные в тандеме с художницей Аллой Коженковой, были совсем не в угоду театральной моде – богато оформленные и многонаселенные. К тому же Пази всем жанрам предпочитал мелодраматический, обреченный на зрительский успех. В желании режиссера захватить внимание публики крылась, однако, вовсе не жажда славы, а установка его театра, который должен развлекать, радовать утомленный обыденностью глаз и расшевеливать чувства.
Таким он пришел в Мариинский, вместе с Аллой Коженковой взявшись за третью в истории этой сцены постановку «Обручения» Прокофьева. В отличие от довольно скромно решенных версий Ильи Шлепянова (1946) и Алексея Киреева (1961), спектакль Пази завораживал сценографическим великолепием. Ключ к опере режиссер нашел в искрящейся жизнерадостностью музыке, уподобив богатству музыкального действа роскошь сценического.
Действие комедии Шеридана «Дуэнья», на основе которой Прокофьев сочинял оперу, происходит в Испании, где благодаря ловкости служанки счастливым образом разрешаются все любовные коллизии. Прокофьев называл эту пьесу шампанским, из которого «может выйти опера в стиле Моцарта, Россини!». Пази, повинуясь характеру музыки и пьесы, развернул на сцене театральный карнавал в испанском духе с метровыми фижмами дамских платьев, париками, блестящими масками и апогеем театральной красоты – огромным веером, превращающимся в подмостки в знак начала действа. Но сценография и костюмы были только оправой для истинных драгоценностей спектакля – артистов. Для них Владислав Пази предусмотрел возможность оживлять театральные маски, а значит и раздолье для актерства.
В «Обручении» к 70-летию режиссера на сцену выйдут Лариса Дядькова и Геннадий Беззубенков, еще на премьере составившие очаровательный и уморительный дуэт Дуэньи и Мендозы. Спустя девятнадцать лет они в который раз исполнят полное театрального озорства «Обручение» Владислава Пази, ставшее единственной оперной постановкой в его творческой биографии и неожиданно оказавшееся последним спектаклем мастера, который еще можно увидеть в Петербурге.
Вита Чушкина

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход